Историческая справка - Дума Астраханской области
Найти депутата
Блок пользователя
ДУМА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Историческая справка

Дума Астраханской области

6 марта 1994 года астраханцы избрали депутатов нового законодательного органа власти – Астраханского областного Представительного Собрания. Активность граждан, имеющих право голоса, была невысокой. В восьми округах из 25 явка избирателей составила менее 25 процентов, и в них пришлось проводить повторные выборы. Окончательные итоги кампании, растянувшейся почти на год, свидетельствовали о настроениях в обществе того времени и политических симпатиях граждан. Только коммунисты, а также представители профсоюзов, Объединенного Фронта Трудящихся смогли провести в законодательный орган власти своих кандидатов.

Возглавил Собрание главный инженер одного из крупных судоремонтно-судостроительных заводов Валерий Васильевич Бородаев. Заместителем председателя Собрания депутаты избрали Якова Яковлевича Винокурова.

Было сформировано четыре постоянных комиссии: по вопросам взаимодействия с местным самоуправлением, федеральными органами, законности, правопорядку и нормотворчеству; по бюджету, банкам и финансам; по экономической политике, собственности, природным ресурсам и природопользованию; по социальной политике. Перечень комиссий отражает те приоритеты в работе, которые обозначили для себя народные избранники.

Перед депутатами стояли сложные задачи, которые требовали неотложного решения. Прежде всего, нужно было создать правовую базу деятельности региональных органов власти – исполнительной и законодательной, проведения выборов: депутатов Собрания, главы администрации Астраханской области, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований. Все это – с учетом норм принятой в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, кардинально изменившей основополагающие принципы ведения хозяйственной и иной деятельности, формирования и функционирования институтов управления обществом и государством, взаимоотношений центра и регионов, власти и гражданина. Все это – в условиях серьезных пробелов в федеральном законодательстве, а то и правовой неразберихи, при нехватке знаний и опыта регионального нормотворчества.

Собрание приняло Устав Астраханской области, законы о выборах главы администрации области, органов и должностных лиц местного самоуправления, о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, о региональном реестре государственных должностей, об административно-территориальном устройстве области, ряд других нормативных правовых актов по вопросам государственного строительства. Была решена важнейшая задача – создана надежная основа эффективной деятельности органов власти и управления. На постоянной основе осуществлялось взаимодействие администрации области и депутатского корпуса, органов местного самоуправления. Уже на предварительном этапе работы над проектами нормативных правовых актов они вносили в них свои предложения и замечания. Наиболее важные законопроекты публиковались в газетах для всенародного обсуждения.

Очень важно, что многое из всего этого было поставлено на правовую основу. Так, взаимодействие в области нормотворчества урегулировали положение об органах государственной власти в Астраханской области, регламент областного Представительного Собрания и регламент областной администрации. Было нормативно закреплено право законодательной инициативы не только за постоянными комиссиями областного Представительного Собрания, депутатами, но и администрацией области в лице ее главы.

Регулярно осуществлялись контакты с представителями профсоюзов, партий и общественных движений. Эта практика способствовала реализации законодательной политики, которая отвечала интересам региона и его жителей. Она сложилась уже в первые годы работы областного Представительного Собрания и успешно применялась в дальнейшем.

Собрание приняло законы об управлении государственной собственностью, о представителях власти в органах управления акционерных обществ, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, производства и оборота алкогольной продукции. Введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для предпринимателей, выделение льготных кредитов для ведения предпринимательской деятельности, фермерского хозяйства способствовали росту числа небольших предприятий, снижению безработицы, притоку средств в бюджет.

Создавалось правовое поле для осуществления экономической реформы. Ориентация делалась на социально-рыночную экономику. В частности, Собрание в самом начале своей деятельности утвердило положение об областном стабилизационном фонде, ссудах, выделяемых из областного бюджета, основах бюджетного устройства и бюджетного процесса, основных принципах формирования системы местных налогов, порядке предоставления налоговых льгот для предприятий, областном внебюджетном и резервном фондах.

Были законодательно закреплены принципы формирования бюджета, которые успешно применялись в дальнейшем. Один из них – примерно равной обеспеченности бюджетными средствами жителей самоуправляемых образований.

Законы об образовании, о молодежной политике, другие нормативные правовые акты защищали интересы наименее обеспеченных семей и граждан, работников учреждений социальной сферы. Все эти факторы и позволили области при ограниченных финансовых ресурсах своевременно решать наиболее острые проблемы, не допускать дестабилизации общественно-политической обстановки и закладывать основы будущего развития.

Большое внимание депутаты уделяли контролю за расходованием бюджетных средств, исполнением законов. За три с половиной года Собрание приняло более 50 нормативных правовых актов, отражающих это направление его деятельности. Среди наиболее значимых – об итогах приватизации, об исполнении областных бюджетов, о проверке финансово-хозяйственной деятельности регионального комитета по управлению государственным имуществом, о вексельном обращении, о расходовании бюджетных средств управлением сельского хозяйства администрации области, об итогах проверки исполнения закона о бюджете территориального дорожного фонда.

Астраханское областное Представительное Собрание первого созыва работало с марта 1994 по октябрь 1997 года. За это время им было принято 160 нормативных правовых актов, имеющих силу закона, утверждено 53 программы. Депутаты рассмотрели 187 проектов федеральных законов. Они сделали главное – заложили правовые основы деятельности органов власти и местного самоуправления, их взаимоотношений с хозяйственными субъектами и гражданами. В регионе, не обладающем налогооблагаемой базой, достаточной для удовлетворения социальных нужд населения, были созданы механизмы и институты защиты граждан с низкими доходами, что позволяло не допускать дестабилизации общественно-политической обстановки.

Областное Представительное Собрание второго созыва было избрано 26 октября 1997 года. Выборы продемонстрировали возросшую активность избирателей, рост их доверия к законодательному органу власти. В них принял участие 31 процент избирателей.

Собрание помолодело. Было избрано семь депутатов моложе 40 лет. Избиратели оказали доверие представителям профсоюзов, Объединенного Фронта Трудящихся, коммунистам. Одно место в Собрании получил активист движения «Наш дом – Россия». Показателен рост доверия к предпринимателям. В Собрании второго созыва их было четверо.

Председателем Астраханского областного Представительного Собрания стал Павел Петрович Анисимов, а заместителем Председателя вновь – Яков Яковлевич Винокуров. Депутаты сформировали шесть постоянных комиссий: по вопросам взаимодействия с местным самоуправлением, федеральными органами, законности, правопорядку и нормотворчеству; бюджетно-финансовой политике, экономическому развитию и собственности; социальной политике; жилищно-коммунальному хозяйству; агропромышленному комплексу, продовольствию, природопользованию, экологии и земельным отношениям; проблемам малого и среднего предпринимательства. Позже была сформирована комиссия по регламенту и депутатской этике.

Собрание второго созыва продолжило работу над законами, регулирующими вопросы государственно-правового строительства. В их числе - Закон об избирательной комиссии Астраханской области, о собрании (сходе) граждан, о муниципальной службе, о местном референдуме, об Уполномоченном по правам человека в Астраханской области.

По-прежнему приоритетным направлением законотворческой деятельности оставались экономические и финансовые отношения, налогообложение. Принятие законов о едином налоге на вмененный доход, о налоге с продаж, о государственной поддержке малого предпринимательства, о регулировании производства и оборота табачных изделий, о рынках, о дополнительных мерах по увеличению доходной части областного бюджета способствовало подъему промышленного производства, привлечению в область инвестиций, созданию новых рабочих мест, развитию предпринимательства, росту поступлений в областной бюджет. Все это позволило проводить активную социальную политику, оказывать государственную поддержку малообеспеченным гражданам. На решение социальных проблем работали принятые Собранием законы об образовании, о библиотечном деле, специальные программы развития сети учреждений социального обслуживания населения.

Были приняты законы об Уполномоченном по правам человека, о мировых судьях, о собрании (сходе) граждан, о местном референдуме.

В марте 1999 года вступили в силу изменения и дополнения в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме. Изменения были настолько значительными, что потребовали полной переработки избирательных законов области. И это было сделано в короткие сроки, – во многом благодаря отработанному еще Собранием первого созыва взаимодействию всех сторон, заинтересованных в скорейшем создании региональной правовой базы, отвечающей интересам населения области и нормам федерального права.

Хорошие результаты дала целенаправленная работа по увеличению бюджетных доходов. Получаемые сверх назначений, в соответствии с законами и постановлениями Собрания, направлялись на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в зимних условиях. Малообеспеченным гражданам, инвалидам Великой Отечественной войны, Чернобыля предоставлялись льготы по газификации частных домовладений.

Средства от налога с продаж использовались на выплату детских пособий в дополнение к тем, которые предназначались на эти цели бюджетом. Студентам областных средних специальных учебных заведений была установлена стипендия в размере полутора минимальных размеров оплаты труда. Законы об инвестиционной деятельности, о бюджете развития, принятые Собранием второго созыва, стимулировали привлечение капиталов в область, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов.

В течение 1997-2001 годов областное Представительное Собрание разработало и сумело добиться принятия трех федеральных законов. Всего их было предложено на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 21. Идеи, концепции, подходы, изложенные во многих других, были учтены федеральными властями и повлияли на выработку важных решений, определяющих политику государства в экономике и социальной сфере.

В конце 90-х годов взаимодействие Астраханского областного Представительного Собрания с Государственной Думой, Советом Федерации приняло систематический характер. Депутаты вносили на рассмотрение палат российского парламента собственные законопроекты, активно поддерживали проекты нормативных правовых актов, разработанные другими регионами.

26-27 апреля 2000 года в Астраханской области прошли Дни Совета Федерации. По существу, это было выездное заседание верхней палаты российского парламента. В нем приняли участие председатель Совета Федерации Е.С. Строев, заместитель председателя Государственной Думы В.П.Лукин, думские депутаты, члены Правительства и Совета Федерации, руководители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, ученые, специалисты в области государственного строительства и управления. Состоялась научно-практическая конференция «Российский парламентаризм и государственная власть в регионе». Были проведены заседания «круглых столов».

В июне 2001 года была учреждена Южно-Российская парламентская ассоциация. Она объединила законодательные органы власти республик, краев и областей, входящих в Южный Федеральный округ. Среди учредителей Ассоциации была и делегация Астраханского областного Представительного Собрания.

В 2001 году областное Представительное Собрание и Счетная палата Российской Федерации подписали договор о сотрудничестве. Контрольно-бюджетный отдел Собрания (в последствии преобразованный в контрольно-бюджетную палату) вступил в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Итог деятельности областного Представительного Собрания второго созыва таков: принято 198 законов области. Более половины законопроектов (105) внесли на рассмотрение комиссий и Собрания депутаты. Собрание рассмотрело более 2400 проектов федеральных законов, предложив изменения и дополнения, а также 1300 обращений законодательных органов субъектов Федерации.

Выборы в Астраханское областное Представительное собрание третьего созыва (с 22 ноября 2001 года - Государственная Дума Астраханской области), состоялись 28 октября 2001 года. На 29 мандатов претендовало 157 кандидатов. Выборы депутатов были признаны состоявшимися во всех избирательных округах. 15 депутатов Астраханского областного Представительного Собрания вновь победили на выборах, а один из них стал депутатом в третий раз. Законодательный орган государственной власти области вновь возглавил Павел Петрович Анисимов. Заместителем председателя Собрания был избран Яков Яковлевич Винокуров, который уже два созыва работал на этом ответственном посту.

На работу в законодательный орган власти пришли, в основном, люди среднего возраста. В их числе немало предпринимателей, руководителей предприятий, фирм, организаций, которые на собственной практике узнали азы рыночной экономики.

На первом заседании Собрания было сформировано пять комитетов: по государственной политике, законности, правопорядку и безопасности; по бюджетно-финансовой и экономической политике; по промышленной политике, строительству и торговле; по агропромышленной политике, природопользованию и экологии; по социальной политике.

Часть парламентариев объединилась в депутатские группы: «Союз правых сил», «Единая Россия», «Промышленная», «Всероссийская партия «Единство и Отечество – Единая Россия», «Народовластие».

Важным направлением в деятельности депутатского корпуса стало создание благоприятных правовых условий для стимулирования производства, оптимизации налоговой нагрузки на предприятия. Закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд подвел правовую базу под деятельность, связанную с размещением госзаказа. Госзакупки – по конкурсу, четкие, экономически обоснованные критерии выявления победителей, учет социальной составляющей хозяйственной деятельности участников конкурса – все это позволяло проводить закупки на условиях наиболее выгодных и с учетом интересов области и ее населения. Нормативный правовой акт учитывал особый статус, социальную значимость и худшие по сравнению с обычными условия производства на предприятиях уголовно-исправительной системы и общественных организаций инвалидов.

Законом о едином налоге на вмененный доход был снижен коэффициент базовой доходности для социально значимых видов торговой деятельности и услуг в сфере бытового обслуживания, общественного питания, перевозок пассажиров и грузов. Получили зеленую налоговую улицу и предприниматели, торгующие продукцией местных предприятий.

На оптимизацию отношений налогоплательщиков и государства, стимулирование инвестиций в особо важные проекты также работал ряд поправок в закон о налогообложении, сборах и других платежах, принятых в 2002-2003 годах.

Эти и иные нормативные правовые акты (о транспортном налоге, об управлении государственной собственностью, об инвестиционной деятельности, бюджетные законы) стали надежной правовой базой повышения экономического потенциала, наращивания налоговых поступлений в бюджет. Области удалось ликвидировать долги по зарплате работников государственных учреждений, практически ликвидировать долги по детским пособиям. Дума приняла ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность.

5 июня 2003 года в Астрахани была проведена конференция Южно-Российской Парламентской Ассоциации. На ней председателем Ассоциации был избран П.П.Анисимов. Проведение третьей конференции ЮРПА стало заметным событием в жизни области и всего Южного федерального округа. Ее участники рассмотрели ряд важных законодательных инициатив, направленных на совершенствование финансовых отношений центра и регионов, решение ряда серьезных экономических проблем.

В деятельности по реализации положений федерального закона № 131 об общих принципах организации местного самоуправления депутаты учитывали региональные особенности функционирования муниципальных образований в переходный период. Законы об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления, об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района создали основу для реформирования местного самоуправления в строгом соответствии с нормами федерального права и учетом интересов населения.

Дума активно работала над законами, устанавливающими новую систему региональных органов исполнительной власти, в соответствии с которыми в 2005 году было сформировано Правительство Астраханской области. Внесение изменений в Устав Астраханской области позволило депутатам участвовать в назначении на должности вице-губернатора - председателя Правительства Астраханской области, заместителя председателя Правительства - министра финансов, заместителя председателя Правительства-министра экономического развития Астраханской области.

Поддержка многодетных семей, ветеранов, детей, инвалидов, граждан, имеющих особые заслуги перед государством, стала важнейшим направлением деятельности депутатского корпуса, Губернатора, Администрации Астраханской области.

В марте 2003 года Дума приняла закон о дополнительной материальной поддержке семей, усыновивших детей. В соответствии с ним таким семьям из областного бюджета производились выплаты ежемесячного пособия. В ряде средств массовой информации была развернута долговременная пропагандистская кампания, в ходе которой астраханцам предоставлялась информация о детях-сиротах, которых можно усыновить. Благодаря этим мерам сотни детей обрели семьи.

Другой закон, о защите прав детей-сирот, установил статус приемной семьи, детского дома семейного типа. Он содержал нормы о праве на внеочередное обеспечение жильем, внеконкурсное поступление в учреждения начального и среднего профессионального образования, льготы в медицинском обслуживании, посещении культурных и спортивных мероприятий.

Укреплению семьи способствовал и региональный закон о льготах гражданам, выполнившим служебный и воинский долг на Северном Кавказе. Он затронул интересы более восьми тысяч человек. Дума неоднократно обращалась в российский парламент с инициативой о принятии подобного закона на федеральном уровне. 27 ноября 2002 года Президент В.В. Путин подписал закон о внесении изменений и дополнений в закон о ветеранах. Он вступил в силу с 1 января 2004 года.

В Астраханской области от уплаты транспортного налога были освобождены инвалиды Великой Отечественной войны, которые купили легковые автомобили малой мощности за собственные средства. Закон об этом был принят в декабре 2003 года.

По инициативе астраханских парламентариев в 2001 году Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла закон, ограничивающий рекламную деятельность на телевидении. Законопроект астраханцев встретил жесткое сопротивление рекламного лобби. В ряде средств массовой информации появились направленные против него публикации. Некоторые ограничения, предлагаемые Государственной Думой Астраханской области, не были поддержаны нижней палатой российского парламента. Но и в том виде, в котором он был принят, закон имел позитивное значение.

В 2005 году в связи с реформированием межбюджетных отношений в соответствии с федеральным законом № 122 были установлены меры социальной защиты лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жертв политических репрессий, работников социальной сферы и отдельных категорий специалистов, проживающих и работающих в сельской местности. Таких людей в области 137 тысяч.

Законом о региональных стандартах оплаты жилья устанавливалась норма, согласно которой право на субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг имеют граждане, расходующие на эти цели более 18 процентов совокупного дохода. Федеральное законодательство устанавливало этот показатель на 4 процента выше.

Проведение эффективной социальной политики стало возможным во многом благодаря расширению налогооблагаемой базы, росту бюджетных доходов. Дума принимала законы, стимулирующие развитие производительных сил, наращивание экономического потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций. Упорядочивались налоговые льготы. Налогообложение упрощалось.

Федеральный закон предписывал налог на недвижимое имущество «Астраханьгазпрома» зачислять не по месту его нахождения, а по тому месту, где размещено предприятие, на балансе которого находятся различные строения, т.е. «Газпром». Недвижимость была построена, использовалась по назначению, давая прибыль хозяевам на астраханской земле. Техногенная нагрузка увеличилась на экосистему Астраханской области. А налоговые поступления шли в казну столицы. Астраханские депутаты предложили налог на имущество зачислять по месту его фактического нахождения. Государственная Дума Федерального Собрания поддержала законодательную инициативу астраханцев. Средства налога на имущество предприятий газоснабжения с июля 2002 года пополняли бюджет Астраханской области.

По инициативе Губернатора Думой были приняты законы о реструктуризации задолженности бюджета Астраханской области перед федеральным центром. В соответствии с этим законом реструктуризация проводилась путем рассрочки погашения основного долга и отсрочки уплаты консолидированных процентов и штрафов до 2011 года. Минфин производил списание консолидированных процентов и штрафов.

Принятый в 2003 году закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд регламентировал приобретение на конкурсной основе всего необходимого для деятельности школ, больниц и других государственных социальных учреждений.

Благодаря четким критериям выявления победителей конкурсов стало возможным более рационально использовать бюджетные средства. Все заинтересованные в поставках фирмы получили возможность планировать свое производство, исходя из потребностей области.

Серьезная работа была проведена в связи с принятием федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, внесения изменений в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений. Законодательно были установлены порядок взаимоотношений между органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления по вопросам межбюджетных трансфертов, методика определения объема средств областного бюджета, направляемых на поддержку муниципальных районов, городских округов и поселений.

Как позитивный фактор, необходимо отметить, что областной бюджет с 2002 года Дума принимает в сроки, установленные региональными законами. Это позволяет в строгом соответствии с бюджетными назначениями осуществлять финансирование социальных обязательств государства перед гражданами, своевременно и в полном объеме направлять средства на содержание социальных учреждений, систем жизнеобеспечения населенных пунктов.

К числу нормативных правовых актов, важных для развития небольших предприятий, относится закон о едином налоге на вмененный доход. Коэффициент базовой доходности для социально значимых видов торговой деятельности и услуг в сфере бытового обслуживания, общественного питания, перевозок пассажиров и грузов, для предпринимателей, выплачивающих своим работникам зарплату от двух тысяч рублей и выше, был снижен. Получили зеленую налоговую улицу и предприниматели, торгующие продукцией местных предприятий.

В последующем в этот закон вносились поправки, улучшающие условия деятельности предприятий в сельской местности, предоставляющие возможности большому количеству предпринимателей перейти на удобную форму налогообложения.

В 2006 году принят закон, согласно которому на 90 процентов снижен налог на имущество для сельскохозяйственных снабженческих, перерабатывающих, сбытовых, транспортных, кредитных потребительских кооперативов, что позволило создать более благоприятные условия для развития потребительской кооперации в сельских районах области.

Развитию сельскохозяйственного производства способствовали законы о государственных гарантиях предоставления кредитов районным муниципальным образованиям. Они принимались до начала весенних полевых работ, что позволяло сельчанам получать финансовые средства в то время, когда в них есть наибольшая нужда.

Приоритетное направление деятельности депутатского корпуса в течение 2001 -2006 годов - реализация программы газификации населенных пунктов. Благодаря принятию закона о резервном фонде появилась возможность оказывать помощь в газификации домовладений многодетным семьям, инвалидам, другим социально незащищенным группам населения, ветеранам войны и труда.

В течение 2001-2005 годов в Астраханской области построено 1980 километров газопроводов и распределительных сетей, газифицировано 26,5 тыс. домовладений и квартир. Впервые газовое топливо было подано в 42 населенных пункта. Уровень газификации достиг 75,5 процента.

Успешное выполнение Государственной Думой Астраханской области третьего созыва планов законотворческой деятельности, последовательная реализация законов и иных нормативных актов способствовало развитию производительных сил, расширению налогооблагаемой базы, стабильной работе систем жизнеобеспечения населенных пунктов, выполнению социальных обязательств государства перед гражданами.

В рамках концепции разграничения полномочий и ответственности между органами федерального, регионального и местного уровней была создана правовая база, благодаря которой удалось повысить эффективность управления, использования бюджетных средств.

Выборы депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва, которые состоялись 8 октября 2006 года, впервые прошли по смешанной системе. 28 депутатов Государственной Думы Астраханской области были избраны по одномандатным округам. По 20-му Кировскому Центральному одномандатному округу выборы не состоялись. Довыборы по этому округу проходили трижды. 29 депутатов избраны по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. По единому избирательному округу избраны депутатами Государственной Думы Астраханской области 14 представителей Астраханского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». «Родина» получила шесть мандатов, Коммунистическая партия Российской Федерации - пять, «Российская партия Пенсионеров» - четыре.

Первое заседание Думы состоялось 20 октября 2006 года. Депутаты избрали Председателем Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва Александра Борисовича Клыканова, руководителя регионального отделения партии «Единая Россия», первым заместителем Председателя – Якова Яковлевича Винокурова.

Правом представлять Государственную Думу Астраханской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации депутаты наделили Геннадия Александровича Горбунова. Его мандат депутата, избранного по единому избирательному округу от партии «Единая Россия», в соответствии с региональным законодательством, был передан Федору Николаевичу Тарасевичу.

Были сформированы восемь комитетов, утверждены их председатели. Комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии возглавил Николай Набиевич Кабикеев;

по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике и собственности - Татьяна Николаевна Максимова;

по вопросам местного самоуправления - Вячеслав Петрович Зволинский;

по государственному строительству, законности, правопорядку и безопасности - Александр Давыдович Башкин;

по здравоохранению и социальному развитию - Александр Владимирович Козлов;
по образованию, культуре, науке, молодежной политике и спорту - Юрий Тимофеевич Пименов;

по промышленной политике, предпринимательству, туризму и торговле - Олег Вячеславович Сарычев;

по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи - Николай Михайлович Макаренков.

С 27 сентября 2007 года комитет по промышленной политике, предпринимательству, туризму и торговле возглавляет Радик Ленартович Харисов.

В четыре фракции вошли как депутаты, избранные по партийным спискам, так и по одномандатным округам. С учетом этого наиболее многочисленная фракция – «Единая Россия». В нее вошли 32 депутата. Во фракции КПРФ - 8 депутатов, «Родина» - шесть, и фракции «Российская партия Пенсионеров» - пять. Четыре депутата сформировали депутатскую группу «Астрахань».

Фракцию «Единая Россия» в Думе возглавила Ирина Васильевна Родненко, член президиума регионального политического совета «Единой России», до выборов - полномочный представитель Губернатора Астраханской области в Государственной Думе Астраханской области и представительных органах местного самоуправления - министр Астраханской области.

Лидером фракции КПРФ коммунисты избрали Николая Васильевича Арефьева, первого секретаря Астраханского обкома КПРФ, до выборов - ведущего референта аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Фракцию «Родина» возглавил Александр Всеволодович Каманин, член совета регионального отделения политической партии «Родина», до выборов - учитель средней общеобразовательной школы №12 Астрахани. 6 декабря 2006 года фракция «Родина» была переименована во фракцию «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: Родина/Пенсионеры/Жизнь».

Фракцию «Российской партии пенсионеров» возглавил Петр Анатольевич Гужвин, председатель правления регионального отделения партии. В Государственной Думе Астраханской области третьего созыва он был заместителем председателя комитета по промышленной политике, строительству и торговли. П.А. Гужвин 2 декабря 2007 года был избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с этим фракцию «Российская партия Пенсионеров» возглавил Василий Васильевич Сухарев.

Депутатская группа «Астрахань» своим лидером назвала Ольгу Владимировну Боженову, исполнительного директора Астраханского регионального центра социального партнерства.

Руководители фракций избраны заместителями Председателя Государственной Думы Астраханской области.

В октябре 2008 года в Камызякском одномандатном округе в связи с прекращением полномочий Петра Анатольевича Гужвина, избранного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прошли довыборы, на которых победу одержал Владимир Павлович Сухоруков.

В 2008 году сразу два депутата сложили свои полномочия в связи с избранием их главами муниципальных образований. В июне, Александр Тимофеевич Яровой был избран главой города Нариманов. Мандат депутата Государственной Думы Астраханской области, избранного по единому избирательному округу от партии «Справедливая Россия», передан Александру Сергеевичу Каменеву. В ноябре, депутат по одномандатному Харабалинскому округу Владислав Владимирович Виноградов, сложил полномочия в связи избранием главой Харабалинского района. Довыборы по этому округу прошли в марте 2009 года. Депутатом избран Алексей Николаевич Галкин. В результате дополнительных выборов в марте и октябре 2010 года в Думу избраны Терсков Сергей Константинович, Стариков Михаил Сергеевич, Аскаров Рафаэль Мансурович, Григоршев Павел Геннадиевич.

В феврале 2009 года, в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, была прекращена деятельность фракции «Российская партия Пенсионеров».

В апреле того же года создана депутатская группа «Астраханский регион», в которую вошли депутаты фракции «Российская партия Пенсионеров». Возглавил группу Василий Васильевич Сухарев.

В соответствии с Законом Астраханской области от 10 ноября 2011 года № 58/2010 – ОЗ «О внесении изменений в Устав Астраханской области» Государственная Дума Астраханской области с 1 января 2011 года переименована в Думу Астраханской области.

Дума Астраханской области четвертого созыва работала, исходя из тех полномочий, которые ей предоставлены федеральными и областными законами. Определяя приоритеты, депутаты в первую очередь принимали во внимание задачи, которые выдвигались в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации, содержатся в Стратегии и планах социально-экономического развития области. При этом конечно опирались на мнение людей, для которых пишутся законы, учитывали конкретную обстановку в регионе, финансовые возможности области.

За созыв принято 476 региональных законов. Они регулируют отношения в сфере государственного строительства, бюджетных процессов, налогообложения, экономической и социальной деятельности.

На протяжении пяти лет Дума добивалась расширения объема социальных гарантий, улучшения материального положения той части населения, которая в этом особенно нуждается – людей пожилого возраста, инвалидов, ветеранов войны и труда, многодетных и малообеспеченных семей, детей. Депутаты не пошли на сокращение социальных обязательств, которые область взяла на себя, даже когда вследствие кризисных явлений в экономике, снизились доходы бюджета. Это - согласованная позиция Губернатора и депутатского корпуса.

Человек, его материальные и культурные интересы, качество жизни - вот те приоритетные направлениям, которым депутаты уделяли первостепенное внимание.

Именно по инициативе Думы на федеральном уровне была решена проблема недоплаты на протяжении трех лет, с января 1995 года, пенсий военнослужащим и сотрудникам милиции. В Астраханской области таких людей около трех тысяч.

Думе удалось ускорить решение и другой пенсионной проблемы – связанной с реализацией права на одновременное получение двух пенсий - по линии Министерства обороны, и заработанной после увольнения с военной службы.

Принят закон, в соответствии с которым нетрудоспособные члены семей погибших военнослужащих стали ежемесячно получать дополнительное пособие.

От уплаты транспортного налога освобождены пенсионеры, ветераны войны, инвалиды.

За педагогами сохранены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и после их ухода на заслуженный отдых.

С 15 до 21 тысяч рублей увеличены субсидии на газификацию домовладений ветеранам войны, и ветеранам боевых действий.

Благодаря инициативе депутатов сельские учителя, а их в области более шести тысяч, стали получать денежные компенсации за приобретенное твердое топливо.

В 2010 году Дума добилась возобновления движения «дачного поезда». При рассмотрении бюджета на 2011 год депутаты вновь вернулись к этому вопросу, предусмотрели средства на финансирование льготного проезда в общественном пассажирском транспорте по городским и дачным маршрутам.

В 2011 году принят закон, в соответствии с которым сельские педагоги-пенсионеры стали получать полную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг вне зависимости от характера удобств помещений, в которых они проживают.

Военнослужащие наделены правом на получение жилья в собственность бесплатно или по договору социального найма, использование единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, удалось выйти за пределы, ограниченные государственным сертификатом на покупку жилья.

Большая работа выполнялась по реализации наказов избирателей. На эти цели направлено более трехсот миллионов рублей. Правовому обеспечению механизмов реализации наказов, контролю их исполнения депутаты уделяли постоянное и первоочередное внимание.

Дума приняла ряд законов, направленных на поддержку материнства, семьи, детства, создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения. В ряде случаев для этого нужно было добиться изменений в федеральном законодательстве.

Во многом благодаря усилиям депутатского корпуса введен ряд норм, запрещающих доступ детей к информации, способной нанести вред их физическому и нравственному здоровью.

Дума выступала за ограничения на распитие пива в общественных местах. Такие ограничения были введены в Астраханской области. Прокуратура их оспорила. Однако депутаты продолжали действовать, и в конечном счете федеральным законом пиво было приравнено к алкогольной продукции со всеми соответствующими ограничениями.

Позитивный резонанс в обществе вызвало принятие закона, который запрещает пребывание детей вне дома в ночное время. Созданы более благоприятные условия для решения жилищных проблем воспитанниками детских домов. Выплачивается пособие на опекаемого ребенка, опекуны ежемесячно получают средства за воспитание приемных детей, по сути, - зарплату.

Региональная нормативная правовая база работает на то, чтобы астраханские дети росли здоровыми, образованными, готовыми к жизни в современном обществе.

На протяжении всего срока полномочий Дума создавала правовые условия, которые способствовали экономическому росту, расширению налогооблагаемой базы.

Законодательно установлены основные цели, принципы и механизмы реализации региональной политики содействия предпринимательству. Это позволяет предоставлять гранты на создание предприятия и поручительства по банковским кредитам, субсидировать затраты по энергосбережению и подключению к электросетям, производству экспортной продукции, выдавать микрозаймы. Упрощены процедуры оказания государственных услуг.

Утвержден льготный порядок выкупа объектов недвижимости, арендуемых под небольшие предприятия, мастерские, магазины, учреждения общепита. Принят закон, предоставляющий ряду категорий физических и юридических лиц право выкупить землю по низкой цене, равной 2,5 процента от кадастровой стоимости.

Облегчены условия получения кредитов, представителями малого и среднего бизнеса, фермерами, владельцами личных подсобных хозяйств. Ряд норм способствуют развитию производства и переработки продукции животноводства и растениеводства. С 2010 года средства на страхование рисков включаются в бюджет Астраханской области.

От налога на имущество полностью освобождены организации агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, учреждения культуры, социального обслуживания, образования. Ставка налога значительно снижена для предприятий судостроения и судоремонта, сельской потребкооперации. В три раза, до 5 процентов, уменьшены налоговые ставки для предприятий, которые используют упрощенную систему налогообложения.

В 2010 году заморожены на уровне двухлетней давности ставки транспортного налога для владельцев автобусов и грузового автотранспорта.

Предоставление судостроительному заводу «Красные баррикады» государственной гарантии на получение кредита позволило предприятию заключить выгодный контракт с зарубежным заказчиком, сохранить более полутора тысяч рабочих мест.

Многое сделано для совершенствования правовой базы сельскохозяйственного производства. В течение всех пяти лет принимались правовые акты о предоставлении государственных гарантий на получение кредитов. За счет этих средств закупались горюче-смазочные материалы для ведения весенних полевых работ, строились разводящие сети газопроводов, газифицировались предприятия. Принят закон, согласно которому размер участков для ведения личного подсобного хозяйства увеличен в три раза. До 15 процентов кадастровой стоимости снижена стоимость земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства. Все это способствует динамичному развитию отрасли.

Ряд законов, направлен на повышение финансового потенциала муниципальных образований. Такие налоги, как единый сельскохозяйственный, на вмененный доход, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, часть налога на доходы физических лиц, переданы в местные бюджеты. Причем, в ряде случаев это было сделано раньше, чем в других регионах.

Позитивные результаты дает практика выравнивания обеспеченности бюджетными средствами муниципальных образований с разным уровнем доходной базы. Делается это в рамках регионального бюджетного законодательства.

У региональных парламентов есть право вносить на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов, и астраханские парламентарии им активно пользовались. Удалось добиться объединения Ахтубинского городского суда со Знаменским и создания на их базе одного, Ахтубинского районного. Таким образом, выровнена нагрузка на судей, что привело к сокращению сроков рассмотрения дел.

По инициативе Думы внесены изменения в Уголовный Кодекс. Это имеет существенное значение для квалификации преступления, от чего зависит судьба человека, над которым нависла угроза серьезного наказания.

В оперативном порядке коллеги из нижней палаты российского парламента поддержали разработанный Думой Астраханской области закон об упорядочении названий региональных законодательных органов власти.

Получил поддержку и закон о преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью, что позволяет повысить эффективность их работы.

Выдвижение законодательной инициативы – не единственный способ добиться решения общегосударственной проблемы. Есть и другие. Используя их, депутаты добились расширения сферы применения «материнского капитала», запрета свободной продажи кодеиносодержащих препаратов.

На федеральном уровне принят целый пакет нормативных актов, создающих условия для противодействия коррупции. В них нашли отражение и многие предложения, которые Председатель Думы Астраханской области А.Б. Клыканов высказал на заседании Совета законодателей при Совете Федерации.

Дума настойчиво добивалась внесения изменений в проект федерального закона о любительском рыболовстве. Разработанные депутатами нормы учтены в новой редакции проекта.

Многое в работе депутатского корпуса было впервые. Впервые были сформированы фракции, создан Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований. Как инициативная организация проявил себя Молодежный парламент. Депутаты последовательно укрепляли режим открытости, гласности в работе Думы. Впервые реальную возможность участвовать в обсуждении законов получили пользователи Интернета.

Дума координировала свою деятельность с Губернатором и Правительством Астраханской области. При разработке правовых актов учитывалось мнение муниципальных образований, профсоюзов, общественных организаций. Региональный парламент активно сотрудничал с Государственной Думой Федерального Собрания, законодательными органами, входящими в Южно-Российскую Парламентскую Ассоциацию. Все это позволяло в ходе нормотворческой деятельности принимать во внимание широкий спектр мнений тех, для кого создаются законы, а при их реализации опираться на поддержку федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов, общественных формирований, создавать законы, которые отвечают интересам Астраханской области и астраханцев.

Выборы депутатов Думы Астраханской области пятого созыва состоялись 4 декабря 2011 года. 29 депутатов Думы Астраханской области были избраны по одномандатным округам. 29 депутатов – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. По единому избирательному округу избраны депутатами Думы Астраханской области 17 представителей Астраханского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». «Справедливая Россия» получила пять мандатов, «Коммунистическая партия Российской Федерации» - четыре, «Либерально-демократическая партия России» - три. Причем ЛДПР впервые преодолела барьер, необходимый для представительства в Думе Астраханской области.

Первое заседание Думы состоялось 15 декабря 2011 года. Депутаты избрали Председателем Думы Астраханской области пятого созыва Александра Борисовича Клыканова, возглавлявшего региональный парламент предыдущего четвертого созыва, руководителя регионального отделения партии «Единая Россия», первым заместителем Председателя – Анвера Ибрагимовича Алмаева, заместителем Председателя – Ирину Васильевну Родненко.

Правом представлять Думу Астраханской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации депутаты в очередной, третий раз наделили Геннадия Александровича Горбунова.

Были сформированы восемь комитетов, утверждены их председатели. Комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии возглавил Алексей Николаевич Галкин;

по бюджетной, финансовой и налоговой политике - Татьяна Николаевна Максимова;

по местному самоуправлению – Яков Яковлевич Винокуров;

по государственному строительству, законности и правопорядку - Александр Давыдович Башкин;

по здравоохранению и социальному развитию - Александр Владимирович Козлов;

по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму - Юрий Тимофеевич Пименов;

по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи – Сергей Александрович Саушин;

по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству – Николай Михайлович Макаренков.

С 2014 года комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии возглавил Николай Набиевич Кабикеев.

В четыре фракции вошли как депутаты, избранные по партийным спискам, так и по одномандатным округам. С учетом этого наиболее многочисленная фракция – «Единая Россия». В нее вошли 42 депутата. Во фракции «Справедливая Россия» - шесть депутатов, КПРФ – пять депутатов, «ЛДПР» - четыре депутата.

Фракцию «Единая Россия» в Думе возглавила Ирина Васильевна Родненко, член президиума регионального политического совета «Единой России».

Лидером фракции КПРФ коммунисты избрали Александра Николаевича Кочкова, первого секретаря Астраханского обкома КПРФ.

Фракцию «Справедливая Россия» возглавил Олег Василевич Шеин, лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего, четвертого и пятого созывов. В апреле 2016 года, решением президиума партии «Справедливая Россия» получил мандат депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Его вакантное место в Думе Астраханской области занял Евгений Сергеевич Дунаев, а пост лидера фракции – Александр Всеволодович Каманин.

Фракцию «ЛДПР» возглавил Владислав Гарриевич Коняев, координатор регионального партийного отделения. В сентябре 2014 года он был избран главой муниципального образования «Икрянинский район». Его депутатский мандат передан Карену Акоповичу Григоряну. Фракцию «ЛДПР» возглавил Александр Витальевич Агапов.

Дума Астраханской области пятого созыва продолжила работу по совершенствованию регионального законодательства. В ее рамках было принято 455 законов и 3890 постановлений.

Приоритетом законотворчества в социальной сфере стали социальная поддержка многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение майских указов Президента России. 50 тысяч рублей – единовременная выплата за рождение третьего ребенка в многодетной малообеспеченной семье, бесплатные земельные участки для подсобного хозяйства, индивидуального строительства, бесплатные детские путевки в оздоровительные лагеря и санатории. Эти льготы установлены областным законом о поддержке многодетных семей в Астраханской области, подготовленным депутатами. Впервые отдельные меры социальной поддержки предоставлены независимо от среднедушевого дохода многодетных семей. 80 процентов расходов бюджета – финансирование социальных обязательств и услуг. Более 350 тыс. астраханцев получают их в полном объеме и в сроки, установленные законодательством. На исполнение наказов избирателей: ремонт и развитие материально-технической базы муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры - направлено 350 млн. рублей. При участии депутатов установлено 600 детских игровых и спортивных площадок.

Одно из ключевых направлений законодательного регулирования экономики - совершенствование системы государственной поддержки инвестиционной деятельности, предпринимательства. Зеленый коридор» инвесторам обеспечивают законы о налоговых льготах резидентам ОЭЗ «Лотос». Организация, зарегистрированная в качестве резидента особой экономической зоны, освобождается от уплаты на 10 лет налога на прибыль в региональный бюджет; на 12 лет налога на имущество; на 12 лет транспортного налога освобождаются организации-резиденты, содержащие на балансе грузовые автомобили и другие самоходные средства, машины и механизмы, за исключением легковых автомобилей. В настоящее время в Астраханской ОЭЗ регистрируется третий резидент.

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию по 30 видам малого бизнеса установлена нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения. Это услуги по обучению населения и репетиторству, присмотру и уходу за детьми и больными, народные промыслы, услуги по переработке сельхозпродукции, граверные работы, ремонт инвентаря. И минимальная – пять процентов налоговая ставка для предпринимателей, работающих по упрощенной системе не первый год. «Налоговые каникулы» дали положительную динамику регистрации ИП: 100,6 процента - за I квартал 2016 года в сравнении с аналогичным периодом в 2015 году.

Активно использовались федеральные площадки. Председатель Думы А.Б. Клыканов, как руководитель комиссии по межбюджетным отношениям и налоговому законодательству Совета законодателей России, на встречах членов Совета с Президентом России дважды обращался к В.В. Путину. Он попросил Президента предоставить право депутатам рассматривать государственные социально-экономические программы. Поскольку с переходом на программное формирование бюджета это - реальный инструмент влияния граждан на распределение ресурсов через своих избранников. В 2014 году соответствующий федеральный закон был принят. Также, в связи с рядом случаев участия в аукционах по приобретению прав на заключение договоров водопользования лиц, целью которых является не хозяйственная деятельность, а извлечение материальной выгоды, Председатель Думы Астраханской области предложил внести изменения в Водный Кодекс. В настоящее время законопроект, снижающий возможности возникновения социально-экономических рисков при использовании водных ресурсов принят Государственной Думой в первом чтении.

Наиболее обсуждаемой стала законодательная инициатива Думы о переходе Астраханской области в третью часовую зону. Законопроект подготовили в связи с многочисленными жалобами от жителей Астраханской области, общественных объединений, трудовых коллективов, муниципалитетов, поступившими весной и летом 2015 года. С переходом региона в часовую зону UTC+3 разрыв между астрономическим и фактическим временем резко увеличился. Перед внесением проекта закона в Государственную Думу провели консультации с представителями муниципалитетов, специалистами сферы здравоохранения, изучили данные Управления внутренних дел по Астраханской области об ухудшении ситуации с преступностью и ДТП в связи с ранним наступлением темноты.

В результате вступления в силу 27 марта 2016 года Федерального закона от 15 февраля 2016 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» на территории области увеличилось светлое время суток в интервале с 18 до 23 часов.

Более четырех тысяч подписей собрали представители общественных организаций в поддержку Закона Астраханской области «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Астраханской области». С 1 марта 2013 года – даты вступления закона в силу – запрещена продажа алкоголя 1 сентября, 1 июня, в дни проведения Последних звонков, 15 декабря – областной День трезвости. Уже в первый год действия закона в День последнего звонка в состоянии алкогольного опьянения был задержан один несовершеннолетний, до его принятия – 65. Анализ объемов продаж населению Астраханской области алкогольной продукции показал последовательное снижение потребления алкоголя на душу населения. Так, объемы розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива, в 2013 году составили 6,48 млн. декалитров, в 2014 – 6,06, в 2015 – 5,54. В порядке опережающего законодательства одни из первых в стране депутаты инициировали запрет на территории Астраханской области продажи слабоалкогольных «энергетиков» и продажу детям безалкогольных тонизирующих напитков и установили административную ответственность за нарушение запрета. Законы стали составной частью комплекса мер, принимаемых в регионе по противодействию алкоголизму и наркомании. Дума Астраханской области неоднократно обращалась в Государственную Думу с инициативой о принудительном лечении лиц, страдающих хронической алкогольной и наркотической зависимостью. Предложение депутатов запретить безрецептурную продажу кодеиносодержащих лекарств поддержали на федеральном уровне. С 1 июня 2012 года все лекарственные средства, содержащие кодеин, стали продаваться только по рецепту врача. За это время рынок дезоморфина снизился в десять раз, а количество наркопритонов сократилось в два раза. В 2016 году в Астраханской области утвержден комплекс мер, направленных на информационную, имущественную и иную поддержку негосударственных организаций, реализующих программы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача.

Продолжено взаимодействие с институтами гражданского общества. Свою работу пятый созыв начал с разработки и принятия закона о всенародном обсуждении наиболее значимых законопроектов, инициатив. Приняты законы об общественном контроле, Общественной палате. Установлена обязательность проведения публичных слушаний по бюджетному процессу. В знак признания личных заслуг астраханцев по укреплению гражданского общества учредили специальную награду Думы Астраханской области. Первыми Почетный знак «За развитие парламентаризма и гражданского общества» получили руководители общественных и профсоюзных организаций, деятели культуры. В Думе проходит публичная защита дипломов выпускников-социологов Астраханского государственного технического университета, совместно с Астраханским государственным университетом реализуется образовательный проект «Школа парламентской журналистики», совместно с региональным отделением союза писателей России проводятся конкурсы самодеятельных поэтов. Сотрудничество с общественностью, правозащитниками, проведение социально-значимых, исследовательских, творческих мероприятий, работа юридической клиники, деятельность консультативных Советов при Думе способствует пониманию значения представительной власти в системе народовластия.

Дума пятого созыва активно развивала межпарламентское взаимодействие. В 2013 году был заключен договор о сотрудничестве с Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, в 2014 году – с Парламентом Чеченской республики, Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, в 2015 году – с законодательным Собранием Тверской области, Думой Ханты-Мансийского округа, 2016 году – Калининградской областной Думой. Таким образом, половина из действующих договоров о сотрудничестве пришлась на пятый созыв.

В октябре 2012 и апреле 2013 годов в Астрахани прошли XVII и XVIII конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации. На них рассматривались инициативы, содействующие выработке единого подхода к проведению экономических и социальных реформ, укреплению парламентаризма и повышению качества жизни граждан, в их числе, вопросы оптимизации межбюжетных отношений федерального центра и регионов, повышение защиты населения от чрезвычайных происшествий, усиление поддержки малого и среднего бизнеса, совершенствование управления водными ресурсами Нижней Волги, меры по ограничению роста платы за коммунальные услуги, обеспечению необходимой инфраструктуры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, необходимость ужесточения наказания за вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии, введение запрета на продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.

Самый активным законотворцем в пятом созыве стал Губернатор Астраханской области Александр Александрович Жилкин, автор более 60 процентов всех внесенных законопроектов. Дума поддержала 310 законов, подготовленных Губернатором, регулирующих правоотношения в сфере экономики, здравоохранения, образования, социальной защиты граждан.

Лидерами законотворчества среди депутатов стали Председатель Думы Александр Борисович Клыканов и его заместитель, руководитель фракции «Единая Россия» Ирина Васильевна Родненко. Самостоятельно и в соавторстве с коллегами они подготовили по 29 законопроектов. 27 законопроектов на счету председателя комитета по государственному строительству, законности и правопорядку – Александра Давыдовича Башкина.

Выборы в Думу шестого созыва состоялись 18 сентября 2016 года. 29 депутатов Думы Астраханской области были избраны по одномандатным округам. 29 депутатов – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. По единому избирательному округу избраны депутатами Думы Астраханской области 13 представителей Астраханского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». «Справедливая Россия» получила семь мандатов, «Коммунистическая партия Российской Федерации» - пять, «Либерально-демократическая партия России» - четыре.

Первое заседание Думы состоялось 26 сентября 2016 года. Депутаты избрали Председателем Думы Астраханской области шестого пятого созыва Игоря Александровича Мартынова, члена политического Совета Астраханского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», имеющего большой опыт работы на муниципальном и государственном уровнях, с сентября 2014 по сентябрь 2016 – представителя Правительства Астраханской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Должность первого заместителя Председателя коллеги доверили Ирине Васильевне Родненко, заместителя Председателя – Алексею Борисовичу Выборнову.

Правом представлять Думу Астраханской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации депутаты наделили Геннадия Андреевича Орденова, до избрания – заместителя генерального директора по общим вопросам ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», прошедшего хорошую парламентскую школу в Думе Астраханской области пятого созыва в качестве первого заместителя председателя комитета по местному самоуправлению.

Были сформированы восемь комитетов, утверждены их председатели. Комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии возглавил Михаил Владимирович Дербасов;

по бюджетной, финансовой и налоговой политике - Татьяна Николаевна Максимова;

по местному самоуправлению – Роман Владимирович Попов;

по государственному строительству, законности и правопорядку – Сергей Павлович Герасимов;

по здравоохранению и социальному развитию – Инна Викторовна Ирдеева;

по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму – Ильмира Мухлисовна Уталиева;

по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи – Сергей Александрович Саушин;

по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству – Юсуф Букарович Зейнединов.

В четыре фракции вошли как депутаты, избранные по партийным спискам, так и по одномандатным округам. С учетом этого наиболее многочисленная фракция – «Единая Россия». В нее вошли 36 депутатов. Во фракции «Справедливая Россия» - девять депутатов, КПРФ – шесть депутатов, «ЛДПР» - четыре депутата.

Фракцию «Единая Россия» в Думе возглавила Ирина Васильевна Родненко, член президиума регионального политического совета «Единой России».

Лидером фракции КПРФ коммунисты избрали Виктора Филипповича Вострецова, первого секретаря комитета Астраханского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации.

Фракцию «Справедливая Россия» возглавил Евгений Сергеевич Дунаев.

Фракцию «ЛДПР» возглавил Тимофей Александрович Щербаков, координатор Астраханского регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России».

В ноябре Дума приняла решение об объединении двух профильных комитетов – по местному самоуправления и по государственному строительству, законности и правопорядку. По мнению депутатов это позволит оптимизировать работу регионального парламента, повысить эффективность рассматриваемых вопросов в данных сферах. Новый комитет – по государственному устройству и местному самоуправлению возглавил Роман Владимирович Попов.

Так же были сформированы постоянные комиссии Думы и избраны их председатели. Комиссию по взаимодействию со средствами массовой информации возглавил Алексей Борисович Выборнов, по регламенту и депутатской этике – Сергей Павлович Герасимов, по предварительному рассмотрению обращений депутатов по выделению средств из резервного фонда Правительства Астраханской области – Шамиль Алтынович Сарыев.