Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты за 2014 год - Дума Астраханской области
Найти депутата
Блок пользователя
ДУМА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

 
 

Загрузить в формате DOC
(размер файла 272 Кб.)


Утверждаю

председатель

Контрольно-счетной палаты

Астраханской области

___________ Купряшин Г.И.

«__»__________2015г.

ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 2014 ГОД.

 

Астрахань

2015г.

Содержание

1.

Общие сведения о деятельности палаты в 2014 году………………....3

2.

Контрольная деятельность………………………………... …..……….7

2.1

Итоги комплексных контрольных мероприятий….……... …..……….7

2.2

Итоги тематических контрольных мероприятий по направлениям деятельности………………….………………………………... …..……….9

2.3

Аудит в сфере закупок………………………………...…... …..………21

3.

Экспертно-аналитическая деятельность….…………………………...22

3.1

Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области…………………………………………………………………...22

3.2

Контроль за формированием и исполнением бюджета территориального фонда ОМС Астраханской области ………………………...…...26

3.3

Финансовая экспертиза проектов законов Астраханской области и проектов постановлений Думы Астраханской области………….......27

3.4

Экспертно-аналитические мероприятия..……….…………………….30

3.5

Проведение мониторингов……………………….…………………….31

4.

Обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты…………………………………………….…………....31

5.

Выводы и задачи на 2015 год………………...……………..………….31

 

 

 

 

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями п.6 части 1 статьи 13 Закона Астраханской области от 7 сентября 2011 года №57/2011-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Астраханской области» (далее – Закон о КСП) и содержит информацию об основных направлениях и результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Астраханской области за 2014 год.

 

1. Общие сведения о деятельности палаты в 2014 году.

В 2014 году палата осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую и организационно-информационную деятельность, обеспечивая единую систему внешнего государственного финансового контроля.

Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счетной палаты в 2014 году, приведены в следующей таблице.

№/№

Показатели

Ед. изм.

Значение

2013г.

2014г.

Основные полномочия Контрольно-счетной палаты

1.

Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, всего

ед.

14

35

 

в том числе:

     

1.1

контрольных мероприятий

ед.

14

23

1.2

экспертно-аналитических мероприятий

ед.

х

4

1.3

аудит в сфере закупок

ед.

х

8

2.

Подготовлено экспертных заключений на проекты законов о бюджете Астраханской области и проектов законов о бюджете территориального фонда ОМС

ед.

9

11

3.

Подготовлено экспертных заключений по результатам финансово-экономической экспертизы, всего

ед.

121

125

 

в том числе:

     

3.1

проектов законов Астраханской области

ед.

101

113

3.2

проектов постановлений Думы Астраханской области

ед.

20

12

4.

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, всего

тыс. руб.

37813,1

301135,9

 

в том числе:

     

4.1

нарушения при исполнении бюджета (за исключением нецелевого использования средств)

тыс. руб.

12820,6

234349,7

4.2

нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой отчетности)

тыс. руб.

1998,2

61800,6

4.3

неэффективное использование бюджетных средств

тыс. руб.

22854,3

4925,6

4.4

нецелевое использование бюджетных средств

тыс. руб.

140,0

60,0

Стандарты внешнего государственного финансового контроля

5.

Подготовлено стандартов (методических материалов) внешнего государственного контроля, всего

ед.

1

6

Представления и предписания Контрольно-счетной палаты

6.

Количество направленных представлений и предписаний

ед.

15

17

7.

Количество исполненных представлений и предписаний за отчетный год

ед.

14

16

8.

Привлечено к дисциплинарной ответственности должностных лиц

чел.

11

11

9.

Количество материалов, направленных в правоохранительные органы

ед.

2

20

Возбуждение дел об административных правонарушениях

10.

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях

ед.

х

21

11.

Количество постановлений, вынесенных по делу об административном правонарушении, на основании протоколов Контрольно-счетной палаты

ед.

х

16

Относительно предшествующего отчетного периода (2013 года) абсолютное большинство показателей деятельности палаты имеют положительную динамику. Количество проведенных контрольных мероприятий увеличилось в 2,5 раза. Общий объем выявленных финансовых нарушений увеличился в 8 раз. В структуре финансовых нарушений основную долю (78%) составляют нарушения бюджетного законодательства, допущенные в ходе исполнения бюджета (принятие бюджетных обязательств при отсутствии лимитов, сверхнормативные расходы бюджета). Значительный рост показателей в основном связан с увеличением в 3 раза количества проверенных объектов (в 2013 году проверки были проведены на 69 объектах, в 2014 году – на 201 объекте). Достижение данных результатов в отчетном году стало возможным благодаря созданным условиям для деятельности палаты (обеспечением отдельным помещением, комплектованием штатной численности), что позволило увеличить инспекторский состав палаты в 3 раза.

По результатам проведенных контрольных мероприятий вынесено 17 представлений Контрольно-счетной палаты, возбуждено 21 дело об административных правонарушениях, привлечено к дисциплинарной ответственности 11 должностных лиц, привлечено к административной ответственности в форме штрафа 11 должностных лиц (общая сумма штрафов составила 84,0 тыс. рублей).

Материалы по итогам 20 проверок направлены палатой в прокуратуру Астраханской области в рамках реализации Соглашения об организации взаимодействия в работе по выявлению нарушений в финансово-бюджетной сфере в целях обмена информацией.

В отчетном периоде палатой проведена большая работа по стандартизации и методическому обеспечению внешнего государственного финансового контроля.

Положения нового раздела Бюджетного кодекса РФ «Государственный (муниципальный) финансовый контроль», стали основой для установления общих правил, требований и процедур осуществления контрольных мероприятий, которые отражены в Стандарте Контрольно-счетной палаты «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

В целях конкретизации отдельных вопросов финансового контроля палатой разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению контрольных проверок строительно-монтажных и ремонтных работ на объектах, частично или полностью финансируемых за счет бюджетных средств».

Новая глава Бюджетного кодекса РФ «Общие положения о бюджетных нарушениях и применении мер бюджетного принуждения» и изменения, внесенные в КоАП РФ в части наделения должностных лиц контрольно-счетных органов правом составлять протоколы о возбуждении дел об административных правонарушениях, потребовали разработки и принятия в 2014 году следующих локальных актов палаты:

«Порядок организации работы по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами в Контрольно-счетной палате Астраханской области»;

«Порядок направления уведомления о применении мер бюджетного принуждения»;

«Методические рекомендации по применению статей 306.4-306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статей 5.21, 15.1, 15.11, 15.14,15.15, 15.15.1-15.15.16, части 20 статьи 19.5, статьи 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В целях реализации положений статьи 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании рекомендаций Счетной палаты РФ разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок».

В марте 2014 года совместным протоколом Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ был создан новый совещательный орган - Совет контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. В качестве его члена Контрольно-счетная палата Астраханской области в течение 2014 года принимала активное участие в разработке основных положений о комиссиях Совета и об отделениях Совета в Федеральных округах.

В соответствии с планом работы Совета представители палаты приняли участие в следующих мероприятиях:

заседание «круглого стола» руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации на тему: «О практике и проблемах применения законодательства об административной ответственности в условиях реализации новых положений бюджетного законодательства» в городе Ростове-на-Дону. На заседании обсуждался ряд вопросов и вырабатывались практические шаги, которые необходимо предпринять для решения проблем, связанных с организацией и осуществлением контрольной деятельности в части применения законодательства об административной ответственности;

международная научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие руководители законодательной и исполнительной власти города Москвы, руководство Счетной палаты Российской Федерации, представители контрольно-счетных органов 69 субъектов Российской Федерации, 6 зарубежных делегаций, в том числе стран ЕВРОРАИ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. На конференции состоялся обмен опытом работы в части открытости и подотчетности контрольно-счетных органов;

Итоговое совещание контрольно-счетных и правоохранительных органов в г.Москве под председательством Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.Б.Иванова, с участием Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А.Голиковой, Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки и помощника президента Российской Федерации – начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации К.А.Чуйченко. Основной темой совещания являлось взаимодействие органов государственного контроля, повышение эффективности и результативности их работы, разработка единых принципов и критериев оценки деятельности контрольных органов.

Не менее важной является деятельность палаты, осуществляемая в рамках взаимодействия с муниципальными контрольно-счетными органами Астраханской области . В соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации 12 декабря 2014 года состоялась учредительная конференция Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Астраханской области. В ней приняли участие 14 руководителей КСО муниципальных образований. В рамках конференции проведен семинар на тему «О практике и проблемах применения законодательства об административной ответственности в условиях реализации новых положений бюджетного законодательства».

При содействии Контрольно-счетной палаты Астраханской области в течение 2014 года были созданы 2 контрольно-счетных органа в муниципальных районах. В 2014 году в основном было завершено формирование КСО в муниципальных образованиях области.

На 01.01.2015 г. в Астраханской области осуществляют деятельность 14 органов внешнего муниципального финансового контроля, из которых 8 палат обладают статусом юридического лица. В целом на начало текущего года контрольно-счетные органы, соответствующие требованиям Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», созданы во всех муниципальных районах, городе Астрахань, ЗАТО Знаменск и 1 сельском поселении Астраханской области (Аксарайский сельсовет).

Как и в предыдущие годы, в отчетном периоде Контрольно-счетная палата Астраханской области оказывала муниципальным контрольно-счетным органам организационную, правовую, информационную и методическую помощь.

По поручению Совета контрольно-счетных органов Российской Федерации Контрольно-счетная палата продолжает проведение мониторинга по созданию муниципальных контрольно-счетных органов, а также основных показателях их деятельности в 2014 году.

2. Контрольная деятельность.

В отчетном году проведено 31 контрольное мероприятие, из них 30 плановых и 1 внеплановое (по поручению Думы Астраханской области). С учетом доукомплектования штатной численности в течение отчетного периода в первоначальный план палаты были внесены изменения, которыми перечень контрольных мероприятий дополнен 3 тематическими проверками и новым видом финансового контроля – аудитом в сфере закупок.

15 проверок проведено по поручениям Думы Астраханской области, материалы по итогам 19 проверок направлены в Думу и рассмотрены на заседаниях профильных комитетов.

Итоги контрольных мероприятий, проведенных палатой в отчетном периоде, отражены в разделах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего отчета.

2.1 Итоги комплексных контрольных мероприятий.

Важнейшим комплексным контрольным мероприятием является проведение внешней проверки главных администраторов бюджетных средств, в рамках которой анализируется их бюджетная отчетность.

Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год (в том числе проверка достоверности показателей годовой бюджетной отчетности главных распорядителей (получателей) средств областного бюджета, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета Астраханской области и встречные проверки достоверности показателей годовой бюджетной отчетности получателей средств областного бюджета (подведомственных учреждений).

Проверка годовой бюджетной отчетности за 2013 год, в том числе в части достоверности ее показателей, проведена у 33 главных распорядителей, главных администраторов бюджетных средств (97% охвата) и в 22 подведомственных казенных учреждениях (25% охвата). Относительно проверки бюджетной отчетности за 2012 год количество проверенных объектов увеличилось в 1,4 раза. Результативность проведенных проверок составила 60% (в прошлом году показатель результативности составил 40%).

По результатам проверки составлено 55 актов, из них: 47 актов подписаны без возражений, 4 акта подписаны с пояснениями, 4 акта подписаны с возражениями, по результатам рассмотрения которых принято решение, что они не являются основаниями для внесения изменений в текст актов проверки.

Проверка бюджетной отчетности показала следующее.

Полнота форм бюджетной отчетности, представленной главными администраторами бюджетных средств, соответствует требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Инструкции 191н. Замечания в части соответствия заполнения форм отчетности установленным требованиям отмечены у 8 главных распорядителей, администраторов бюджетных средств и 12 казенных учреждений (из общего числа проверенных объектов).

В результате проверки достоверности показателей бюджетной отчетности выявлено нарушений на общую сумму 26020,8 тыс. рублей. Рост данного показателя относительно результатов внешней проверки за 2012 год составил 2,3 раза, в том числе:

- искажение показателей бюджетной отчетности – 1284,3 тыс. рублей (увеличение относительно 2012 года – в 2,8 раза);

- не проведение в полном объеме инвентаризации финансовых обязательств – 2133,7 тыс. рублей (увеличение показателя в 4,1 раза);

- нарушение БК РФ в части принятия бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств – 21496,3 тыс. рублей (увеличение в 2,1 раза);

- сверхнормативные расходы бюджетных средств (переплата подоходного налога и страховых взносов во внебюджетные фонды) – 1106,6 тыс. рублей (увеличение в 3,4 раза).

Рост объема выявленных нарушений в основном обусловлен увеличением в 1,4 раза количества проверенных объектов.

Кредиторская задолженность по расчетам по принятым обязательствам увеличилась относительно начала года на 1010,4 млн. рублей и составила на конец отчетного периода 1286,9 млн. рублей. Данный рост обусловлен выполнением в отчетном году государственных контрактов с отсрочкой их оплаты на 2014 и последующие годы.

Дебиторская задолженность по выданным авансам сократилась относительно начала года на 259,1 млн. рублей и на конец отчетного периода составила 883,6 млн. рублей, из них нереальная к взысканию – 255,0 млн. рублей.

Проверкой обоснованности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию долгосрочных областных целевых программ установлено, что агентством по рыболовству и рыбоводству в нарушение требований п.5.10 Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.10 №397-П не были внесены изменения в программу ОЦП «Воспроизводство водных биологических ресурсов в Астраханской области на 2002-2015 годы» в части уточнения потребности в финансовых ресурсах на ее реализацию.

Заключение по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств направлено в Думу Астраханской области и Правительству Астраханской области.

Внешняя проверка бюджетной отчетности территориального фонда ОМС за 2013 год.

Проверка годового отчета территориального фонда ОМС показала.

Бюджетная отчетность представлена в полном объеме и по формам, установленным приказом Минфина РФ от 28.12.10 №191н. Проверкой соответствия показателей годового отчета данным регистров бюджетного учета территориального фонда ОМС расхождений не установлено. Статьи годового баланса подтверждены данными инвентаризации, проведенной в соответствие с приказом Минфина РФ от 13.06.95 №49н.

Заключение по результатам внешней проверки в соответствии с требованиями законодательства направлено в Думу Астраханской области и Правительству Астраханской области.

2.2 Итоги тематических контрольных мероприятий по направлениям деятельности палаты.

Проверка реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2013-2017 годах» ГП АО «Молодежь Астраханской области на 2010-2012 годы» за 2013 год.

Проверка показала.

В списках претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году состояли 188 семей. По состоянию на 01.01.2014 было выдано 181 свидетельство семьям - участникам Подпрограммы, из них 138 свидетельств реализовано. Обязательства по предоставлению социальной выплаты оставшимся 50 семьям, не реализовавшим свои свидетельства в 2013 году, будут действовать до 18.08.2014. Установленный Подпрограммой целевой показатель эффективности ее реализации в 2013 году (запланировано улучшить жилищные условия 300 молодым семьям), фактически исполнен на 62,7%. Ранее установленные целевые показатели по улучшению жилищных условий молодых семей на 2010, 2011 и 2012 годы так же были исполнены ниже запланированных значений (в 2010 году – 39,4%, в 2011 году – 48,2%, в 2012 году – 36,8%). Изменения в Подпрограмму в части уточнения количества молодых семей, которым планируется оказать в 2013 году государственную поддержку на обеспечение жильем, исходя из утвержденного на данные цели объема финансирования, внесены не были, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении функций, возложенных на агентство в части организации управления Подпрограммой и контроля за ходом ее реализации.

В результате встречных проверок по вопросу обоснованного и целевого использования средств, проведенных в муниципальных органах – исполнителей мероприятий Подпрограммы, установлены факты отсутствия отдельных документов в личных делах участников Подпрограммы. В ходе проведения проверки необходимые документы были предоставлены, личные дела доукомплектованы.

По результатам проверки на имя руководителя агентства по делам молодежи Астраханской области было направлено информационное письмо. Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета Думы.

Проверка реализации ГП АО «Социальное развитие сел Астраханской области до 2013 года» в части улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Проверка показала.

В рамках реализации задачи №1 ГП АО «Социальное развитие сел Астраханской области до 2013 года» государственным заказчиком программы – министерством сельского хозяйства Астраханской области запланирован на 2013 год ввод жилья в объеме 6400 кв.м. Фактически, по данным проверки было введено 6994,1 кв.м., что составляет 53,8% от показателя результативности программы (13000,0 кв.м.), который не был приведен в соответствие в связи с корректировкой финансового обеспечения программы.

По итогам проверки Министерству направлены предложения по внесению изменений в нормативные акты, регламентирующие исполнение мероприятий государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Астраханской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (Задача №1), в связи с тем, что отдельные положение не исполняются или не могут быть исполнены.

Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета Думы.

Проверка министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области по вопросу соблюдения порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Астраханской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров транспортными предприятиями Астраханской области.

Проверкой установлено, что действующий порядок предоставления субсидий на возмещения убытка, возникающего в результате государственного регулирования тарифов, главным распорядителем бюджетных средств не нарушен. Общая сумма субсидии, перечисленной транспортному предприятию ГП АО «ПАТП №3» в 2013 году, была уменьшена на 0,2 млн. рублей относительно ее размера, определенного экспертным заключением в связи с применением положения порядка, которым установлено: в случае, если сумма субсидий, ежемесячно перечисляемая перевозчику, превышает сумм у убытков, указанную в отчетности, очередной платеж уменьшается на сумму переплаты.

По итогам проверки министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области даны рекомендации по внесению изменений в действующих порядок в части компенсирующей исполнение вышеназванного требования в случае, если получатель субсидии в следующем периоде (месяце) понес убытки больше суммы, причитающейся в качестве возмещения. Соответствующее изменение инициировано министерством.

Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Астраханской области, выделенных в виде межбюджетных трансфертов муниципальному образованию «Ахтубинский район» в 2013 году (выборочно).

Проведенной проверкой в муниципальном образовании «Ахтубинский район» установлено не полное освоение выделенных бюджетных средств на регулирование численности безнадзорных животных, противопаводковые мероприятия, и на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства.

Материалы проверки были рассмотрены на заседании профильного комитета Думы.

Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета Астраханской области агентству по управлению имуществом Астраханской области в 2013 году.

Проведенной в агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области проверкой соблюдения требований бюджетного законодательства установлено, что на дату заключения договоров купли-продажи квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, агентство приняло бюджетные обязательства по их оплате в 2014 и 2015 годах на общую сумму 120621,3 тыс. рублей при отсутствии доведенных на данные цели лимитов, что является нарушением требований ст. 162 БК РФ. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, должностное лицо агентства привлечено к административной ответственности в форме штрафа.

 

Проверка реализации ГП АО «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Астраханской области на 2013-2017 годы» за 2013 год.

Проверка показала, что фактическое исполнение большинства целевых показателей Программы сложилось ниже их запланированных значений. Основной причиной является сокращение в отчетном периоде первоначально предусмотренного объема средств на реализацию Программы в 1,6 раза.

Очередной корректировкой показателей Программы, проведенной 27.03.2014 года, общий объем средств на ее реализацию сокращен на 3365,0 тыс. рублей и утвержден в сумме 24340,0 тыс. рублей, в том числе на 2014 год – 2720,0 тыс. рублей, что в 2,2 раза меньше первоначальной потребности (в первоначальной редакции на 2014 год было утверждено 6085,0 тыс. рублей). Данное сокращение может стать следствием неисполнения целевых показателей как 2014 года, так и в целом по Программе.

Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета Думы, Правительству направлено решение комитета с предложением не допускать снижения финансирования Программы.

Проверка по вопросу устранения нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия «Проверка целевого использования средств, выделенных из бюджета Астраханской области на реализацию мероприятия «Пилотный проект Солнечный город» КЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года».

Проверкой целевого использования средств, выделенных из бюджета Астраханской области на реализацию мероприятия «Пилотный проект Солнечный город» КЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года», проведенной платой в 2013 году было установлено, что Заказчиком (МО Город Нариманов) в нарушение Государственных элементных сметных норм на строительные работы (ГЭСН) произведены сверхнормативные расходы в сумме 10588,57 тыс. рублей, выразившиеся в завышении стоимости оборудования в результате неправильного обоснования стоимости по накладным расходам. Данные расходы являются излишне выплаченными.

Проверка, проведенная по вопросу устранения выявленных нарушений, показала, что заказчиком была выполнена корректировка сметной документации, откорректированные объемы работ и стоимости оборудования которые отражены в протоколе №1 от 30.05.2014г. и представленной сметной документации. Излишне выплаченные суммы, составляющие разницу стоимости оборудования, исключены. В результате составлена сметная документация (корректировка) утвержденная заказчиком, и проверенная организацией, осуществляющей строительный контроль ЗАО «ЦИВССМ».

По результатам проверки представленных актов выполненных работ на соответствие проектно-сметной документации нарушений не выявлено.

Проверка реализации ГП АО «Социальное развитие сел Астраханской области до 2013 года» в части повышения уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений.

Проверкой реализации программы охвачено 14 объектов капитального строительства, в том числе: 1объект электроснабжения, 9 объектов газоснабжения, 4 объекта водоснабжения.

Проверкой установлено ненадлежащее исполнение министерством сельского хозяйства Астраханской области (государственный заказчик программы) функций по контролю и управлению программой, а именно:

-нарушены условия перечисления субсидий;

-расходы на выполнение мероприятия «Распределительные сети газоснабжения п. Болдинский Приволжского района» в сумме 1040,0 тыс. руб., произведенные в 2011 году за счет средств федерального бюджета, не включены в перечень программных мероприятий.

По результатам проверок получателей бюджетных средств, проведенных в муниципальных образованиях, выявлены нарушения на общую сумму 59,9 млн. руб. в том числе:

- искажения показателей бухгалтерского учета и отчетности на сумму 57,1 млн. рублей;

- нарушение принцип эффективности и результативности расходования бюджетных средств, установленный ст. 34 и 162 Бюджетного кодекса РФ на сумму 1,3 млн. руб.;

- неподтвержденные и сверхнормативные расходы бюджета на общую сумму 1,5 млн. рублей.

От запланированного ввода в эксплуатацию, в соответствии с заключенными контрактами на строительство объектов, введено в эксплуатацию:

- объектов электроснабжения-100,0%;

- объектов газоснабжения-89,0%;

- объектов водоснабжения- 50,0%.

По результатам проверки были направлены 7 представлений Контрольно-счетной палаты на имя руководителей муниципальных образований для принятия мер по устранению выявленных нарушений. По фактам искажения бухгалтерской отчетности возбуждено 8 дел о привлечении к административной ответственности.

Материалы проверки были рассмотрены на заседании профильного комитета Думы.

 

Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Астраханской области, выделенных в виде межбюджетных трансфертов муниципальному образованию «Харабалинский район» в 2013 году (выборочно).

В результате проведенной проверки установлены следующие нарушения:

- нарушение требований статьи 7 Закона Астраханской области от 28.12.2006 года №95/2006-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета Астраханской области» в части трёх дневного срока по перечислению дотации в бюджеты поселений;

- при проверке учетных дел, по представлению субвенций на возмещение затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, а также по наращиванию поголовья мясных табунных лошадей, было установлено нарушение сроков предоставления выписок из Единого государственного реестра, утвержденных Постановлением министерства сельского хозяйства Астраханской области от 24.04.2013 года № 8 «О реализации постановления Правительства Астраханской области от 10.04.2013 №120-П», а именно, в учетных делах глав крестьянско-фермерских хозяйств копии выписок из Единого государственного реестра, датированы сроком более одного месяца на момент обращения за предоставлением субсидии;

- не дополучен доход бюджета в размере 19,0 тыс. рублей в результате не применения заказчиком права требования уплаты неустойки от поставщика за несвоевременную поставку товаров;

- установлено превышение принятых обязательств над установленными лимитами по КБК 30004054810001900 КОСГУ 226 на 1,4 тыс. рублей. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, должностное лицо администрации привлечено к административной ответственности в форме штрафа.

Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета Думы.

Проверка реализации ГП АО «Дети Астраханской области на 2013-2017 годы» за 2013 год.

Проверка показала, что большинство запланированных Программой результатов в рамках поставленных задач в 2013 году достигнуты, кроме показателя обеспечения жилыми помещениями детей сирот по договорам найма специализированных жилых помещений. Неисполнение указанного показателя является следствием не освоения субсидии, представленной на данные цели из федерального бюджета в сумме 45,2 млн. рублей. На момент поступления субсидии в Астраханской области имелось значительное количество детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в отношении которых приняты судебные решения о внеочередном обеспечении жилыми помещениями до 01.01.2013 (жилые помещения по судебным решениям должны быть предоставлены на условиях социального найма). В связи с принятием в судебном порядке решения о первоочередном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, расходное обязательство Астраханской области не было обеспечено, вследствие чего, предоставленная из федерального бюджета субсидия не была освоена.

Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета Думы, руководитель агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области предоставила информацию о повторном предоставлении региону ранее не освоенной федеральной субсидии и мерах принятых по ее освоению.

 

Проверка исполнения расходов, предусмотренных в бюджете Астраханской области на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 году.

Проверкой установлено, что в Астраханской области по состоянию на 01.04.2014 года на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями состоят 2247 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у 1235 граждан указанной категории. Судебные решения вынесены в отношении 804 лиц.

Исполняя мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, главными распорядителями бюджетных средств в 2013 году были заключены:

- 162 договора купли-продажи жилых помещений на общую сумму 156621,3 тыс. рублей, для предоставления их гражданам льготной категории по судебным решениям;

- 26 договоров и 34 государственных контрактов на общую сумму 190151,02 тыс. рублей, исполнение которых должно обеспечить подготовку и начало строительства 972 квартир, в том числе 332 квартиры для предоставления из специализированного жилищного фонда по договорам найма и 640 квартир для предоставления их по судебным решениям.

Приобретенные 162 квартиры распределены лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Сроки выполнения работ по строительству жилых помещений установлены в III квартале 2014 года.

Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета, решение комитета направлено Правительству Астраханской области.

Проверка по вопросу устранения нарушений, выявленных в ходе проверки использования средств, выделенных из бюджета Астраханской области министерству спорта и туризма Астраханской области за 2012 год и первое полугодие 2013 года.

Проверка проведена в соответствии с решением комитета по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму Думы Астраханской области от 14.01.2014 №1/2.

Проверкой установлено следующее.

В целях устранения финансовых нарушений в части нецелевого и сверхнормативного использования средств министерством финансов Астраханской области произведено уменьшение бюджетных ассигнований, утвержденных министерству спорта и туризма на 2014 год.

По факту неэффективного использования бюджетных средств министерством проведены мероприятия по сокращению количества внештатных сотрудников, оформленных по договорам возмездного оказания услуг. В целях устранения неправомерных расходов министерством предоставлены оправдательные первичные документы, которые отсутствовали в период предыдущей проверки.

В целях устранения нарушения в части оформления квитанций на оплату пользования легковым такси министерством был заключен договор на транспортное обслуживание. В результате реализации данного договора расходы министерства на оплату легкового такси снизились относительно предшествующего периода в 2,5 раза.

Проверкой отмечено не принятие мер по устранению следующих финансовых нарушений.

Выдача в подотчет денежных средств при наличии остатков у подотчетного лица после сдачи авансового отчета.

Оформления путевых листов с нарушением приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152.

Данные нарушения уже были отражены ранее, в акте проверки Контрольно-счетной палаты от 10.09.2013г.

В соответствии с полномочиями, возложенными на Контрольно-счетную палату, на имя министра спорта и туризма направлено представление об устранении указанных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц за неоднократно повторяющиеся финансовые нарушения. В своем ответе, направленном в наш адрес, министерство проинформировало палату о следующих принятых мерах.

Для недопущения впредь нарушений порядка заполнения путевых листов, министерством внесены дополнения в договоры, заключенные с физическими лицами на выполнение услуг водителей. В них закреплена обязанность лиц, выполняющих услуги водителей, по заполнению путевых листов в соответствии с приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152. Дополнительное соглашение аналогичного содержания внесено в трудовой договор со штатным водителем министерства, в главу «Обязанности работника». Должностное лицо государственного казенного учреждения Астраханской области за допущенные финансовые нарушения, выявленные в ходе проверки, привлечено к дисциплинарной ответственности.

Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом Астраханской области, закрепленного за АОУ АО ДПО (ПК) «Астраханский центр повышения квалификации».

В результате проверки установлены следующие нарушения.

В нарушение Приказа Минфина РФ от 13.06.1995г №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» не была проведена инвентаризация при смене материально ответственных лиц главных бухгалтеров Васильченко Л.И. и Харитоновой Е.Н. на день приема-передачи дел.

Также было установлено искажение бухгалтерской отчетности, а именно:

- по определению, установленному Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" основные средства являющиеся объектами Библиотечного фонда отражены в составе прочих основных средств на общую сумму 42,2 тыс. рублей.

- объекты основных средств балансовой стоимостью менее 3 тыс. руб. на общую сумму 83,5 тыс. рублей учтены в составе основных средств на счете 101.00 «Основные средства». В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 года №157н, данные объекты должны быть учтены на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации".

По результатам проверки было направлено информационное письмо на имя руководителя агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области.

Проверка реализации ГП АО «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012-2020 годах» за 2012-2013 годы

Проверкой установлены следующие нарушения.

Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушены нормы, установленные п.5.10 Постановления Правительства Астраханской области от 07.09.2010г. № 397-П, а именно:

- расходы, произведенные в 2012 году за счет средств федерального бюджета, превысили программные назначения на 18065,0 тыс. рублей;

- расходы, произведенные в 2013 году за счет средств федерального бюджета, превысили программные назначения на 16021,3 тыс. рублей.

УКС ГП и ЖП г. Астрахани допущено искажение данных по балансовому счету 106.00 «Вложения в нефинансовые активы» на сумму 32471,8 тыс. рублей.

Администрацией МО «Красноярский сельсовет»:

-нарушены требования статьи 162 Бюджетного кодекса РФ в части принятия и исполнения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований на сумму 67566,21 тыс. рублей;

- нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, а именно: не освоены бюджетные средства за 2012 год в сумме 1371,2 тыс. рублей при наличии потребности в их использовании;

- нарушены нормы, установленные ст. ст. 34, 162 БК РФ в части осуществления неподтвержденных расходов за счет средств субсидии федерального бюджета в размере 859,54 тыс. рублей, перечисленных подрядчику за невыполненный объем работ на основании фиктивных записей в актах приемки выполненных работ.

Руководителям муниципальных образований направлены представления Контрольно-счетной палаты для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Материалы проверки направлены в Думу Астраханской области.

 

Проверка реализации ГП АО «Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы» за 2013 год.

Проверкой целевого и обоснованного расходования средств, выделенных на реализацию Программы, установлено нецелевое использование средств в сумме 60,0 тыс. рублей, искажение бухгалтерской отчётности на сумму 230,18 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 325,39 тыс. рублей.

По результатам проведенного анализа организации управления программой было отмечено, что содержания отдельных мероприятий являются очень обобщенными и не отражают конкретных действий исполнителей, которые должны быть направлены на их реализацию. Проверка данных мероприятий крайне затруднена и не позволяет дать объективную оценку обоснованности и целевому характеру произведенных расходов. Кроме того, данный факт не дает возможности министерству культуры в полном объеме надлежаще исполнять свои функции, связанные с обеспечением руководства, текущего управления и контроля за ходом реализации Программы.

В соответствии с отчетом о ходе реализации Программы, представленным министерством культуры, по итогам 2013 года абсолютное большинство запланированных результатов в рамках поставленных задач достигнуты, кроме показателя доли детей школьного возраста (5-7 лет), охваченных дополнительным художественным образованием, в муниципальных районах Астраханской области и уровня комплектования книжных фондов сельских библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей).

Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета. По итогам проверки вынесено 3 представления Контрольно-счетной палаты об устранении допущенных нарушений и возбуждено дело об административном правонарушении.

Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Астраханской области, выделенных в виде межбюджетных трансфертов муниципальному образованию «Красноярский район» в 2013 году (выборочно).

В результате проведенной проверки установлены следующие нарушения:

- нарушение требований статьи 7 Закона Астраханской области от 28.12.2006 года №95/2006-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета Астраханской области» в части трехдневного срока по перечислению дотации в бюджеты поселений;

- нарушение срока оплаты за выполненную работу по договору на вырубку деревьев в селе Красный яр. В случае предъявления исполнителем претензии потери бюджета могли составить 3,6 тыс. руб. (89,9 тыс. руб. * 1% * 4 банковских дня);

- нарушение сроков выплаты заработной платы сотрудникам, а также сроков перечисления удержаний и начислений на выплаты по оплате труда в соответствующие фонды за январь, февраль и ноябрь 2013 год;

- не освоение предусмотренных бюджетом ассигнований на реализацию отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года» в размере 33634,1 тыс. рублей. Ассигнования не были освоены полностью по причине отсутствия у администрации МО «Село Малый Арал», являвшейся заказчиком объекта, положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию «Строительство подъездной дороги в село Малый Арал». Неосвоенные ассигнования выделены в 2014 году на основании Соглашения №04-03/56 от 02.04.2014года.

Материалы проверки рассмотрены на заседании профильного комитета Думы.

Согласно представленной информации (письмо от 21.11.2014 года №03-43-264) руководством муниципального образования «Красноярский район», в целях предупреждения возможных дополнительных затрат районного бюджета, администрацией района, по итогам проверки, проведено совещание с руководителями и главными бухгалтерами структурных подразделений. На совещании руководители подразделений и учреждений предупреждены об ответственности за несоблюдение сроков выплаты заработной платы, платежей во внебюджетные фонды, по заключенным контрактам и договорам. Также, внесены изменения в форму контракта с руководителями учреждений об ответственности за допущение кредиторской задолженности.

Проверка реализации ГП АО «Государственная поддержка казачьих обществ на территории Астраханской области в 2013-2017 годах» за 2013 год.

Проверками по вопросу обоснованного и целевого использования средств, выделенных на реализацию Программы, охвачены 14 получателей бюджетных средств (100%), в том числе: 5 государственных органов исполнительной власти Астраханской области, 7 подведомственных государственных учреждений и 2 казачьих общества. В результате проведенных проверок фактов нецелевого и необоснованного использования бюджетных средств не установлено. По итогам проверки министерства спорта и туризма Астраханской области установлено нарушение требования ст. 162 БК РФ в части принятия бюджетных обязательств в размерах превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении.

Проверка показала, что абсолютное большинство целевых показателей, запланированных на 2013 год, достигнуты. Не исполнение целевых показателей задачи №3 «Формирование в общеобразовательных учреждениях на территории Астраханской области классов и групп, внедряющих в учебный процесс программы дополнительного образования по казачьей тематике» обусловлено сокращением ресурсного обеспечения, предусмотренного первоначальной редакцией Программы.

Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета Астраханской области ГКУ АО «Областная спасательно-пожарная служба» в 2013 году.

Проверка установлено следующее.

В части использования средств на оплату труда установлено искажение данных бюджетного учета и отчетности за 2013 год на сумму 1033,3 тыс. рублей, что является нарушением норм, установленных ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкцией 157н. Кроме того, было установлено, что в проверенном периоде в трудовых отношениях с ГКУ «Областная спасательно-пожарная служба» находились сотрудники оркестра в количестве 16 штатных единиц. Расходы на оплату труда данных сотрудников за 2013 год, с учетом начисленных страховых взносов, составили 1916,6 тыс. рублей. При этом Устав учреждения не предусматривает необходимость наличия оркестра, для выполнения целей и задач в рамках основной деятельности учреждения. Таким образом, нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, на сумму 1916,6 тыс. рублей, то есть бюджетные средства использованы без достижения требуемого результата.

Проверка использование средств на оплату поставок товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд в рамках исполнения целевых программ показала:

На дату заключения государственных контрактов принятые бюджетные обязательства по КЦДП «Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области» в отсутствие доведенных лимитов составили 325,6 тыс. рублей;

принятые бюджетные обязательства по ОЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2014 годы» в отсутствие доведенных лимитов составили 21076,86 тыс. рублей.

По результатам проверки руководство учреждения представило мероприятия по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе проверки.

Проверка реализации ГП АО «Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области» в части исполнения расходов на проведение вакцинации населения против вирусного гепатита А в рамках мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, иммунопрофилактике.

Проверка показала, что в соответствии с поправками, внесенными депутатами Думы Астраханской области при рассмотрении во втором чтении законопроекта о бюджете Астраханской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, министерству здравоохранения Астраханской области были увеличены расходы на вакцинацию детского населения против вирусного гепатита А на сумму 10,0 млн. рублей, что позволило снизить в 2014 году заболеваемость среди детей в 5 раз. Выделенных средств было достаточно для проведения мероприятий по созданию иммунной прослой по гепатиту А среди детей до 17 лет, что позволит держать заболеваемость в области на низком уровне.

 

Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом Астраханской области, закрепленного за ГП АО «Пассажирское автотранспортное предприятие №3»

В результате проверки установлено, что предприятием допущено нарушение Инструкции №94н «Об утверждении, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» в результате неправильного отнесения расходов на затраты предприятия, а именно, бухгалтерская операция отнесения расходов на оплату выполненной работы по строительству автокассы в селе Енотаевка проведена некорректно. Также, в нарушение этого приказа, арендованные земельные участки согласно договорам субаренды с ОАО «РЖД», не числятся на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

По результатам проверки было направлено информационное письмо на имя заместителя председателя Правительства Астраханской области-министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.

 

Проверка использования средств бюджета Астраханской области на прикладные научные исследования в области национальной экономики.

Данная проверка является внеплановой и проведена по поручению Думы Астраханской области с целью определения целевого характера расходов, выделенных на научные исследования в текущем году. По результатам проведенной проверки факты нецелевого и необоснованного использования бюджетных средств не установлены, но отмечено, что по состоянию на 20 ноября 2014 года главным распорядителем бюджетных средств освоено только 58% от предусмотренных на указанные цели бюджетных назначений.

Материалы проверки направлены в Думу Астраханской области.

2.3 Аудит в сфере закупок.

 

План работы Контрольно-счетной палаты на 2014 год дополнен данным контрольным мероприятием во исполнение требований статьи 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Аудит в сфере закупок это вид внешнего государственного контроля, целями которого является оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности закупок, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона № 44-ФЗ.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Задачей аудита является проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Аудит охватывает все этапы деятельности заказчика в сфере закупок, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок, этап заключения и исполнения контракта.

К выполнению данного контрольного мероприятия палата приступила 8 декабря 2014 года. Аудит проводится в органах государственной власти Астраханской области, а так же в областных казенных и бюджетных учреждениях. Окончание аудита запланировано 27 февраля 2015 года. Результаты аудита будут обобщены в марте 2015 года и направлены в Думу Астраханской области, в Правительство Астраханской области, а так же размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

3. Экспертно-аналитическая деятельность.

В соответствии с утвержденным планом работы на 2014 год и во исполнение требований Закона о КСП в части возложенных на палату полномочий в течение отчетного периода осуществлялась экспертно-аналитическая деятельность, которая включала: экспертизу законопроектов о бюджете Астраханской области и бюджете территориального фонда ОМС, анализ исполнения бюджета Астраханской области, финансово-экономическую экспертизу законопроектов Астраханской области и проектов постановлений Думы Астраханской области, мониторинг доходной части областного бюджета и выполнение иных экспертно-аналитических мероприятий.

 

3.1. Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области.

В рамках контроля за исполнением бюджета Астраханской области Контрольно-счетная палата подготовила заключение на законопроект Астраханской области «Об исполнении бюджета Астраханской области за 2013 год». Заключение подготовлено с учетом результатов проведенной внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств бюджетной системы Астраханской области, а также с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных палатой в 2013 году и первом квартале 2014 года.

По итогам экспертизы проекта закона Астраханской области «Об исполнении бюджета Астраханской области за 2013 год» Контрольно-счетной палатой сформированы следующие выводы.

Предлагаемые к утверждению показатели отчета об исполнении бюджета за 2013 год по доходам, по расходам и дефициту соответствуют данным годовой бюджетной отчетности Астраханской области, представленной министерством финансов Астраханской области в Контрольно-счетную палату в соответствии с Законом о КСП.

Анализ исполнения доходной части бюджета дает основания сделать вывод о том, что с 2009 года наметилась устойчивая тенденция роста объема налоговых и неналоговых поступлений. По итогам 2013 года прирост налоговых поступлений, по отношению к 2012 году обеспечен по всем видам налогов, за исключением налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. При утвержденном дефиците 14,3% к доходам без учета безвозмездных поступлений бюджет области фактически исполнен с дефицитом 13,3%. Снижение объема дефицита бюджета Астраханской области в основном обусловлено фактическим исполнением расходной части бюджета на 94,6% от общего объема бюджетных ассигнований, доведенных до главных распорядителей уточненной бюджетной росписью. Неисполненные назначения (по ассигнованиям и по лимитам) составили 1936,8 млн. рублей. По результатам анализа причин образования остатка неисполненных ассигнований установлено, что основной причиной их не освоения является перенос сроков реализации программ и сроков выполнения, в том числе 783,8 млн. рублей не освоено по причине переноса срока реализации программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда с 2013 года на 2014-2016 годы.

Анализ динамики исполнения расходов за пятилетний период (с 2009 года по 2013 год) показал их устойчивый рост, начиная с 2011 года. Плановые и фактические расходы 2013 года сложились на уровне 114,9% и 114,5% к соответствующим показателям 2012 года. Основную долю в структуре расходов (69,6%), так же как и в предшествующих периодах, составляют расходы на финансирование социальной сферы, которые постоянно являются основным приоритетом для Правительства Астраханской области, как при планировании данных показателей, так и в ходе исполнения бюджета области. В ходе исполнения бюджета, первоначально утвержденные назначения по отраслям социальной сферы, были увеличены на 11,5%. Исполнение составило 98,6% от росписи.

По результатам обобщения материалов заключения было отмечено, что при исполнении бюджета Астраханской области нормы бюджетного законодательства в целом соблюдены, выявленные в ходе внешней проверки нарушения не повлияли на достоверность бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета.

Заключение палаты рассмотрено на заседании комитета по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике и на заседании Думы.

В отчетном периоде показатели бюджета Астраханской области уточнялись четыре раза (8 мая, 24 июня, 31 октября и 9 декабря). Соответственно палатой проводилась экспертиза рассматриваемых законопроектов о внесении изменений в Закон о бюджете. Внесение изменений в Закон о бюджете на 2014 год в основном было обусловлено уточнением объема налоговых и неналоговых доходов, а также уточнением первоначально запланированного объема безвозмездных поступлений и источников финансирования дефицита бюджета.

Сокращение ассигнований по отдельным государственным программам и объектам адресной инвестиционной программы потребовало корректировки программных мероприятий и уточнения перечня строек и объектов для областных государственных нужд.

Заключения палаты рассматривались на заседаниях комитета по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике и на заседаниях Думы.

Осуществляя возложенные на палату полномочия в части подготовки информации о ходе исполнения бюджета Астраханской области, в отчетном периоде была подготовлена аналитическая информация об исполнении бюджета Астраханской области за I квартал, I полугодие и 9 месяцев 2014 года. В ходе анализа отчетов Правительства Астраханской области об исполнении бюджета за очередной квартал палатой рассмотрены основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, проанализировано исполнение доходной и расходной части бюджета, исполнение расходов на финансирование долгосрочных целевых программ и областной адресной инвестиционной программы, отмечены причины неисполнения или низких темпов исполнения по отдельным показателям.

Подготовленная информация о ходе исполнения областного бюджета также рассматривалась на заседаниях комитета по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике и на заседаниях Думы.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Закона Астраханской области «О бюджетном процессе в Астраханской области» Контрольно-счетной палатой подготовлено и представлено в Думу Астраханской области заключение на проект закона Астраханской области«О бюджете Астраханской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одновременно с анализом прогноза социально-экономического развития Астраханской области.

Анализ представленного одновременно с законопроектом прогноза социально-экономического развития Астраханской области показал, что по большинству основных показателей развития экономики темпы роста в Астраханской области прогнозируются выше среднероссийских значений. Исходя из показателей за 5 лет (2013-2017 годы), темпы роста ВРП Астраханской области превысят темпы роста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Российской Федерации на 96,0 процентных пункта. В ходе проведенного анализа было отмечено, что макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов характеризуются низкой динамикой экономического развития, в ряде сфер деятельности замедлением или падением темпов экономического роста, повышенным уровнем инфляции, существенным ослаблением курса национальной валюты.

Основные параметры бюджета Астраханской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов сформированы исходя из прогнозируемого роста объема валового регионального продукта (ВРП), и характеризуются постепенным снижением доли доходов бюджета области по отношению к ВРП (с 11,13% в 2015 году до 7,17% в 2017 году) и сокращением общего объема расходов бюджета с 11,99% от ВРП в 2015 году до 7,21% в 2017 году.

Рост налоговых поступлений в бюджет Астраханской области в 2015 году прогнозируется в размере 106,2% как к первоначальному, так и к уточненному бюджету 2014 года. Рост налоговых и неналоговых поступлений обусловлен ростом показателей социально – экономического развития региона.

Проектом запланировано снижение дефицита бюджета. При ожидаемом исполнении бюджета 2014 года с дефицитом 14,7%, на 2015 год предлагается утвердить дефицит в размере 9,5%, на плановый период 2016-2017 годов - 3,3% и 1,0% соответственно. Достижение сбалансированности бюджета предполагается обеспечить за счет снижения расходов (в 2015 году 97,9% к уточненному бюджету 2014 года, в 2016 году – 98,8% к 2015 году и в 2017 году – 97,4% к 2016) и сохранения значительного объема заимствований (ожидаемый объем внутреннего долга на 01.01.2015 года – 82% от объема доходов без учета безвозмездных поступлений, на 01.01.2016 – 87%, на 01.01.2017 – 86% и на 01.01.2018 – 83%).

Главной особенностью бюджета Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является формирование его в программной структуре расходов на основе 23 государственных программ, реализация которых начнется с 2015 года. Анализ соответствия показателей финансирования, предусмотренного утвержденными программами, и показателей законопроекта, предлагаемых к утверждению, показал наличие существенных отклонений по абсолютному большинству программ, в том числе по 17 программам законопроектом предусмотрено финансирование в меньшем объеме, по 5 программам – в большем объеме. Уточнение утвержденных программ необходимы также в связи с изменением системы исполнительных органов власти Астраханской области, что повлечет изменения по отдельным государственным заказчикам и исполнителям госпрограмм и по подведомственности отдельных расходов.

Заключения палаты представлены в Думу к первому и ко второму чтению законопроекта и были рассмотрены на заседаниях комитета по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике и на заседаниях Думы.

3.2. Контроль за формированием и исполнением бюджета территориального фонда ОМС Астраханской области.

В рамках контроля за исполнением бюджета палатой проведена экспертиза законопроекта «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области за 2013 год». Заключение по итогам экспертизы подготовлено с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности территориального фонда ОМС Астраханской области (далее – территориальный фонд). По итогам экспертизы законопроекта палатой сформированы следующие выводы.

Относительно утвержденных назначений план по доходам выполнен и перевыполнен по абсолютному большинству видов поступлений.

Расходная часть бюджета ТФОМС исполнена на 95,3% к уточненной бюджетной росписи. Расходы исполнены в объеме принятых бюджетных обязательств.

Относительно предшествующего, 2012 года, фактическая стоимость единицы объема амбулаторно-поликлинической помощи увеличилась в 2 раза, стационарной помощи – в 1,7 раза, медицинской помощи в дневных стационарах – в 1,6 раза. Данный рост в основном обусловлен новым порядком формирования тарифа на оплату медицинской помощи, а так же реализацией мероприятий, направленных на повышение уровня заработной платы медицинских работников.

В 2013 году завершена реализация региональной программы модернизации здравоохранения. Запланированные на данные цели в бюджете территориального фонда ОМС расходы исполнены на 100%.

Заключение палаты рассмотрено на заседании комитета по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике и на заседании Думы.

В июне и ноябре 2014 года проводилась корректировка показателей Закона о бюджете территориального фонда ОМС на 2014 год. Внесение изменений в основном было обусловлено увеличением объема источников покрытия дефицита бюджета фонда на сумму переходящего с 2013 года остатка средств и уточнением структуры доходной части в связи с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 30.07.2014 №67н в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Палатой подготовлены и направлены в Думу заключения по результатам экспертизы законопроектов о внесении изменений в бюджет фонда.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Закона Астраханской области «О бюджетном процессе в Астраханской области» Контрольно-счетной палатой подготовлено и представлено в Думу Астраханской области заключение на проект закона Астраханской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». По итогам экспертизы законопроекта отмечено следующее.

Доходы и расходы бюджета территориального фонда сформированы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.11.10 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Направления расходов соответствуют целям, определенным действующим законодательством в сфере обязательного медицинского страхования.

Предлагаемые к утверждению размер нормированного страхового запаса и норматив расходов на ведение дела по ОМС для страховых медицинских организаций соответствуют требованиям Федерального закона от 29.11.10 №326-ФЗ.

Предлагаемый к утверждению норматив расходов на ведение дела по ОМС для страховых медицинских организаций соответствует его минимальному размеру, определенному для указанных целей п.18 ст.38 Федерального закона от 29.11.10 №326-ФЗ.

Заключение на законопроект представлено в Думу и рассмотрено на заседаниях комитета по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике и на заседаниях Думы.

3.3. Финансово-экономическая экспертиза проектов законов Астраханской области и проектов постановлений Думы Астраханской области.

В соответствии с установленным порядком рассмотрения и принятия законов Астраханской области и нормативных постановлений Думы Астраханской области Контрольно-счетная палата в отчетном периоде подготовила и направила в Думу Астраханской области 125 заключений по итогам финансово-экономических экспертиз, в том числе 113 заключений по рассматриваемым законопроектам и 12 по проектам постановлений Думы Астраханской области. Из них 18 заключений содержат предложения и замечания в части финансового обеспечения реализации предложенных к рассмотрению нормативных правовых актов.

3.4 Экспертно-аналитические мероприятия.

В отчетном периоде в соответствии с планом экспертно-аналитической работы палатой проведены четыре экспертно-аналитических мероприятий, основные результаты которых отражены в данном разделе отчета.

Анализ выпадающих доходов от предоставления льгот по федеральным налогам совместно со Счетной палатой РФ и подготовка предложений по увеличению их стимулирующего воздействия на экономику.

Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот и преференций и оценка их стимулирующего воздействия на развитие экономики проведен во всех регионах Российской Федерации с целью выполнения поручения Президента Российской Федерации от 20 октября 2013 года. По итогам мониторинга Контрольно-счетной палатой Астраханской области было предложено, в связи с большим объемом выпадающих доходов бюджета субъекта отменить следующие виды льгот по налогу на имущество организаций:

- в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

- коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Кроме того, было предложено исключить из перечня имущества не признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в российской Федерации.

Результаты мониторинга были согласованы с министерством финансов Астраханской области и направлены для обобщения в Счетную палату Российской Федерации.

 

Проверка соблюдения исполнительными органами государственной власти Астраханской области Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Астраханской области.

Данное экспертно-аналитическое мероприятие проведено палатой во исполнение положений статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в рамках полномочий, возложенных на Контрольно-счетную палату статьей 6 Закона Астраханской области от 07.07.2008 №39/2008-03 «О бюджетном процессе в Астраханской области» и статьей 8 Закона Астраханской области от 07.09.2011 №57/2011-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Астраханской области».

Проверка соблюдения исполнительными органами государственной власти (далее – ИОГВ) установленных требований в части осуществления контроля показала.

Контроль за деятельностью государственных учреждений в соответствии с действующим Порядком организован и осуществляется 18 ИОГВ. Контрольные функции возложены на должностных лиц, назначенных приказами руководителей ИОГВ, контрольные мероприятия выполняются на основании утвержденных планов финансовых проверок. За проверенный период в подведомственных учреждениях проведено 208 проверок, оформлено 190 актов, общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 154850,8 тыс. рублей, из них нецелевое использование средств областного бюджета – 461,2 тыс. рублей. Привлечено к дисциплинарной ответственности 1 должностное лицо, возбуждено 2 уголовных дела.

В целом за проверенный период охват подведомственных учреждений контрольными мероприятиями составил 59% от их общего числа, что является вполне удовлетворительным показателем, соответствующим требованиям п.3.7 Постановления Правительства Астраханской области от 21 февраля 2011 года №33-П «О порядке осуществления контроля за деятельностью государственных автономных, бюджетных, казенных учреждений Астраханской области», которым установлено, что в отношении одного государственного автономного, бюджетного, казенного учреждения Астраханской области плановая выездная проверка проводится один раз в два года, но не реже одного раза в три года, на основании плана выездных проверок.

Постановление Правительства Астраханской области от 21 февраля 2011 года №33-П не исполнено 3 ИОГВ:

министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области;

агентством связи и массовых коммуникаций Астраханской области;

агентством по рыболовству и рыбоводству Астраханской области.

Проверка показала, что руководителями вышеперечисленных ИОГВ функции по осуществлению финансового контроля на должностных лиц не возложены, планы проверок отсутствуют, документы о проведении контрольных мероприятий не оформляются.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия были направлены Правительству Астраханской области и в отчетном периоде приняты следующие меры: руководители всех вышеперечисленных ИОГВ направили в палату информацию, подтвержденную копиями соответствующих документов, о проведенных мероприятиях по выполнению установленных требований в части организации внутриведомственного контроля и о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц.

Проверка соблюдения исполнительными органами государственной власти Астраханской области требований ст.78 и 78.1 БК РФ в части включения в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области согласия их получателей на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Данное экспертно-аналитическое мероприятие проведено палатой во исполнение положений ст.78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Проверка показала.

Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям на предупреждение экологической чрезвычайной ситуации, утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 09.12.2013 №500-П, содержит требования, установленные частью 3 статьи 78.1 БК РФ по осуществлению обязательной проверки органами государственного финансового контроля. В целях приведения в соответствие с БК РФ постановлением Правительства Астраханской области от 28.08.2013 №337-П внесены изменения в ГП «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организациях Астраханской области на 2012-2016 годы» в части дополнения Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям пунктом 8.7, установившим обязательным условием их предоставления проверку органами государственного финансового контроля Астраханской области. Постановление Правительства Астраханской области от 11.03.2012 №72-П «О реализации мероприятий отраслевой целевой программы «Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы» в соответствие с требованиями БК РФ не приводилось, сроки реализации указанной программы завершены 31.12.2013 года. С 1 января 2014 года действует ГП «Содействие занятости населения Астраханской области на 2014-2018 годы и перспективу до 2023 года», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 15.08.2013 №308-П. Механизм реализации данной программы изменен и соблюдения условий, установленных частью 3 статьи 78.1 БК РФ, не требует. Постановление Правительства Астраханской области от 01.07.11 №233-П «О Порядке предоставления субсидий из бюджета Астраханской области аккредитованным спортивным федерациям Астраханской области (общественным организациям)» в соответствии с требованиями БК РФ не приведено. Начиная с даты его принятия в него не было внесено ни одного изменения и дополнения, в связи с чем, его отдельные положения не соответствуют действующему законодательству.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия были направлены Правительству Астраханской области и в отчетном периоде принято постановление Правительства Астраханской области от 10 сентября 2014 года №370-П с учетом предложений палаты.

Проверка соблюдения органами государственной власти Астраханской области требований федерального законодательства в части создания регионального оператора и формирования фондов капитального ремонта.

С целью приведения в соответствие с федеральным законодательством был принят Закон Астраханской области от 17 октября 2013 г. №55/2013-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области», постановление Правительства Астраханской области от 13.12.2013 №506-П «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», постановление Правительства Астраханской области от 20.12.2013 №560-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 13.12.2013 №506-П».

Проверка показала, что органами государственной власти Астраханской области соблюдены все требования федерального законодательства в части создания регионального оператора и формирования фонда капитального ремонта.

На 01.12.2014 г. на счета Фонда поступило 93,1 млн. рублей. Свои обязательства выполнены ГК «Фонд реформирования ЖКХ», бюджетом Астраханской области, МО «Город Астрахань» и МО «Город Камызяк».

Муниципальными образованиями «Город Нариманов» и «Город Харабали» на 01.12.2014 года не исполнены условия Соглашений по софинансированию расходов по капремонту многоквартирных жилых домов.

Фондом перечислено на счета подрядчиков на 01.12.2014 года 31,98 млн. рублей. На момент проверки информация о законченных объектах капремонта многоквартирных жилых домов в Фонде отсутствует.

3.5. Проведение мониторингов.

Во исполнение возложенных на палату полномочий в отчетном периоде осуществлялись следующие виды мониторинга:

мониторинг доходов областного бюджета;

мониторинг долговых обязательств Астраханской области, предоставления и погашения бюджетных кредитов;

мониторинг оперативной информации по кассовым поступлениям и выплатам из бюджета Астраханской области, предоставляемой в палату УФК Астраханской области на основании Соглашения от 16.02.2012 года.

4. Обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты.

Требование об обеспечении доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты установлено статьей 21 Закона о КСП. Во исполнение указанного требования палата регулярно размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях. Данная информация содержит сведения о проверенных объектах, объемах проверенных средств, выявленных нарушениях и о мерах, принятых по их устранению.

В разделе «Экспертные заключения» размещены заключения палаты по результатам экспертизы законопроектов о бюджете Астраханской области и бюджете территориального фонда ОМС.

В разделе «Методические рекомендации» размещены стандарты и методические материалы, разработанный и утвержденный палатой.

В разделе «Новости» размещается информация о заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты, а также об участии в мероприятиях, проводимых Советом Контрольно-счетных органов Российской Федерации и Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Астраханской области.

Доступ к информации о деятельности палаты также обеспечен путем публикации соответствующих материалов в Информационном бюллетене Контрольно-счетной палаты. В отчетном периоде выпущено четыре номера бюллетеня, в которых опубликованы заключения палаты на законопроекты, материалы проверок и аналитических мероприятий, отчет о деятельности палаты.

5. Выводы и задачи на 2015 год.

Укомплектование в отчетном периоде штатной численности инспекторов палаты, введение новых видов государственного финансового контроля, расширение полномочий, наделение правом должностных лиц палаты возбуждать дела об административных правонарушениях придали нашей деятельности совершенно иной качественный уровень.

В 2015 году все новые направления контрольной работы должны получить соответствующее развитие и методическое обеспечение.

В настоящее время комиссией по правовому обеспечению Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации подготовлены предложения по внесению изменений в Закон 6-ФЗ, определяющий основные принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Данные предложения будут внесены Счетной палатой Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и уже в текущем 2015 году нам предстоит совместная с Думой Астраханской области работа по приведению в соответствие областного законодательства, определяющего основы деятельности Контрольно-счетной палаты Астраханской области.

31 декабря 2014 года утвержден план работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год. Мероприятия контрольной деятельности сформированы по всем основным направлениям деятельности палаты и включают: аудит в сфере закупок, внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета, контроль исполнения расходов, аудит эффективности использования государственных средств, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Астраханской области, оценку эффективности предоставления налоговых льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Астраханской области.

Тематические проверки предусмотрены в соответствии с поручением Думы Астраханской области. Аудит эффективности будет проведен по направлению использования государственных средств, направленных на оказание гражданам Астраханской области бесплатной медицинской помощи за период 2012-2014 годов с использованием методического материала, разработанного Счетной палатой Российской Федерации. Данный вид контрольного мероприятия в отличие от обычной финансовой проверки позволит наиболее глубоко проработать вопросы достаточности объемов финансового обеспечения и доступности медицинской помощи.

Перечень экспертно-аналитических мероприятий на 2015 год дополнен финансовой экспертизой проектов государственных программ Астраханской области и предложений о внесении изменений в государственные программы.

Кроме того будет продолжена работа по разработке и внедрению стандартов по основным направлениям деятельности с учетом изменения полномочий и по взаимодействию с контрольно-счетными органами муниципальных образований.