Парламентский контроль - Дума Астраханской области
Найти депутата
Блок пользователя
ДУМА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

     

Парламентский контроль

Информация о результатах проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля за исполнением положений Закона Астраханской области от 2 октября 2012 г. № 62/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области»

Информация
о результатах проведения мероприятий
по осуществлению парламентского контроля
за исполнением положений Закона Астраханской области
от 2 октября 2012 г. № 62/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах
правового регулирования оказания бесплатной
юридической помощи в Астраханской области»

Мероприятия по осуществлению парламентского контроля за исполнением положений Закона Астраханской области от 2 октября 2012 г. № 62/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» (далее – Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области») были проведены в соответствии с:

- Законом Астраханской области от 31 октября 2017 г. № 64/2017-ОЗ «О парламентском контроле в Астраханской области»;

- Регламентом Думы Астраханской области;

- примерным планом парламентского контроля на первое полугодие 2018 года, утвержденным распоряжением Председателя Думы Астраханской области от 14.12.2017 № 117-р.

Предметом парламентского контроля являются правовые отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в Астраханской области.

Объектом парламентского контроля выступает Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области».

Целями парламентского контроля являлись:

1) обеспечение соблюдения и исполнения Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области»;

2) выявление основных проблем деятельности государственных органов и исполнительных органов государственной власти Астраханской области с целью повышения эффективности системы государственного управления, привлечение внимания соответствующих органов государственной власти и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам, требующим устранения в сфере оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области;

3) противодействие коррупции;

4) изучение практики применения Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области», выработка рекомендаций, направленных на совершенствование и повышение эффективности его реализации.

Парламентский контроль включал в себя сбор, обобщение, анализ информации о Законе Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» и оценку практики его применения путем изучения:

1) информации о практике применения Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области», полученной от государственных органов и исполнительных органов государственной власти;

2) информации, поступившей от граждан;

3) информации, поступившей от организаций;

4) информации, содержащейся в средствах массовой информации.

1. Краткая характеристика Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» и правовых отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Астраханской области

Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» был опубликован 4 октября 2012 года в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 45, вступил в силу 15 октября 2012 года.

Указанный Закон регулирует отдельные отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в Астраханской области, и предусматривает категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Астраханской области, случаи оказания такой помощи, а также перечень документов, которые необходимо представить для получения указанной помощи.

1.1. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Астраханской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) многодетные одинокие матери (отцы) по вопросам установления и оспаривания отцовства (материнства), взыскания алиментов;

8) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

9) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

10) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

11) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

12) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

13) иные граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральным законодательством.

1.2. Адвокаты осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме указанных граждан и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

1.3. Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжении и прекращении договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселении из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

1.4. Законодательством Астраханской области ответственность за нарушение Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» не предусмотрена.

1.5. В рамках реализации Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» принято постановление Правительства Астраханской области от 28.01.2013 № 4-П «О реализации Закона Астраханской области от 02.10.2012 № 62/2012-ОЗ» (далее – Постановление № 4-П).

По информации Управления Минюста России по Астраханской области, прокуратуры Астраханской области, указанное постановление соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.

1.6. В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона № 336939-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», предусматривающий расширение перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а именно включение в него граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, при условии их включения в реестр пострадавших граждан.

Указанный проект федерального закона № 336939-7 включен в примерную программу законодательной деятельности.

1.7. Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» в судебном порядке не оспаривался.

2. Участники государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в Астраханской области

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) и Законом Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

В Астраханской области полномочиями в области оказания бесплатной юридической помощи наделены:

- Дума Астраханской области;

- Правительство Астраханской области;

- орган, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, – министерство социального развития и труда Астраханской области.

Кроме того, согласно статьям 18 , 19 Федерального закона № 324-ФЗ в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи участвуют адвокаты, список которых формирует Адвокатская палата Астраханской области.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 324-ФЗ негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в Астраханской области являются:

- негосударственные центры бесплатной юридической помощи Астраханского регионального отделения Ассоциации юристов России ;

- региональная общественная организация потребителей Астраханской области «Потребительский надзор» ;

- юридические клиники при юридических факультетах высших образовательных учреждений:

- ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»;

- Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»;

- ФГУБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»;

- Астраханский филиал НОУ ВПО «Международный юридический институт».

3. Практика правоприменения Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области»

При проведении анализа правоприменения Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» в качестве источников информации использовались информационные материалы министерства социального развития и труда Астраханской области, Адвокатской палаты Астраханской области, органов местного самоуправления Астраханской области, образовательных учреждений, в том числе информация, размещенная на официальных сайтах указанных органов и организаций.

Финансирование расходов по оказанию бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области, получателями которых являются 19 адвокатских образований:

(тыс. рублей)

Наименование показателей

2016

2017

2018

Компенсация расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан

550,0

500,0

500,0

По состоянию на 01.03.2018 в сфере оказания бесплатной юридической помощи был задействован 191 адвокат, что составляет 37 % всех действующих адвокатов Астраханской области.

Бесплатную юридическую консультацию оказывают специалисты муниципальных образований Астраханской области:

- МО «Харабалинский район»;

- МО «Черноярский район»;

- МО «Приволжский район»;

- МО «Красноярский район»;

- МО «Ахтубинский район»;

- МО «Наримановский район»;

- МО «Енотаевский район»;

- МО «Икрянинский район»;

- МО «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области».

Депутаты всех фракций в Думе Астраханской области оказывают бесплатную юридическую помощь.

В рамках юридических клиник бесплатную юридическую помощь оказывают студенты старших курсов под руководством преподавателей институтов и опытных юристов-практиков.

На основании сводного отчета министерства социального развития и труда Астраханской области исполнительными органами государственной власти Астраханской области (с учетом подведомственных учреждений) была оказана бесплатная юридическая помощь 79 873 гражданам, в том числе службой записи актов гражданского состояния Астраханской области – 55 580 гражданам (помощь, не имеющая правового характера, в случаях информирования по оплате госпошлины о том, где можно подать заявления), что составляет 59,5 % от оказанной помощи за 2017 год.

№ п/п

Наименование

Количество граждан,
которым
оказана
помощь

Количество случаев
оказания гражданам помощи

1.

Исполнительные органы государственной власти Астраханской области

79 873

80 021

2.

Адвокатская палата Астраханской области

13 201

13 201

3.

Фракции в Думе Астраханской области

98

200

4.

Юридические клиники, осуществляющие деятельность на базе образовательных учреждений

173

173

 

Итого:

93 345

93 595

За бесплатной юридической помощью граждане обращались во все исполнительные органы государственной власти Астраханской области, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи, кроме министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.

Адвокатской палатой Астраханской области регулярно проводятся совещания и заседания Совета Адвокатской палаты. По итогам проведенных совещаний принято решение об организации в 2017 году еженедельных приемов граждан в помещении Адвокатской палаты Астраханской области для обеспечения бесплатного юридического консультирования нуждающихся граждан адвокатами в рамках pro bono (от лат. – «ради общественного блага»).

В 2017 году в рамках этого проекта адвокатами уже было дано около 700 юридических консультаций 347 гражданам.

Адвокаты приняли участие в совместном проекте «Открытое право», инициированном Астраханским региональным отделением Ассоциации юристов России и Астраханской областной научной библиотекой им. Н.К. Крупской.

В рамках этого проекта в целях повышения правовой грамотности населения в библиотечном Центре правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской бесплатную юридическую помощь оказали адвокаты Астраханской областной коллегии адвокатов и Астраханской региональной коллегии адвокатов «Дело-Лекс».

Адвокаты приняли участие во всероссийской акции «День правовой помощи детям». В этот день адвокатами филиалов и структурных подразделений Астраханской областной коллегии адвокатов, Астраханской региональной коллегии адвокатов «Дело-Лекс» были проведены встречи с учащимися и воспитанниками в форме открытых уроков и диалогов по правовому просвещению.

Помимо пяти образовательных учреждений, предложенных Управлением Минюста России по Астраханской области, адвокатами 20.11.2017 были проведены выездные мероприятия еще в трех учреждениях, в частности, в государственном бюджетном учреждении культуры Астраханской области «Областная детская библиотека», государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Камызякский сельскохозяйственный колледж», государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Астраханской области «Травинская школа-интернат».

В помещении Адвокатской палаты Астраханской области 20.11.2017 был организован прием детей, родителей, опекунов, приемных семей для бесплатного консультирования по вопросам правовой помощи детям. В данном мероприятии приняли участие 23 адвоката Астраханской области; консультационная помощь была оказана 98 гражданам (из них 89 детей, 9 родителей, опекунов, приемных семей); общая численность участников массовых мероприятий по правовому просвещению составила 376 человек.

Создан Астраханский областной центр бесплатной юридической помощи адвокатов (решение Совета Адвокатской палаты Астраханской области от 15.12.2017, утвержденное решением ежегодной конференции адвокатов от 22.12.2017).

Также Адвокатской палатой Астраханской области регулярно организуются семинарские занятия для адвокатов, на которых рассматриваются и активно обсуждаются актуальные вопросы, возникающие в процессе работы адвокатов в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Услугами бесплатной юридической помощи в 2017 году на основании сводного отчета министерства социального развития и труда Астраханской области воспользовались следующие категории граждан:


п/п

Категория граждан

Всего

1.

Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Астраханской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума

18 623

2.

Инвалиды I и II группы

3 869

3.

Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации

187

4.

Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей

2 911

5.

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью

642

6.

Усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей

297

7.

Многодетные одинокие матери (отцы) по вопросам установления и оспаривания отцовства (материнства), взыскания алиментов

935

8.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме

364

9.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве)

42

10.

Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

143

11.

Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан

975

12.

Граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

46 578

13.

Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации: а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации

3

4 632 гражданина, которым оказана бесплатная юридическая помощь, являются инвалидами и пожилыми гражданами (т. е. пенсионерами), которые не относятся к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Астраханской области.

Бесплатная юридическая помощь оказывалась гражданам в виде правового консультирования в устной и письменной форме, что составляет 89 % и 11 % соответственно. Составлялись заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, а также представлялись интересы в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Чаще всего граждане обращаются за юридической помощью по вопросам в сферах гражданского, жилищного, семейного, земельного, трудового законодательства, вопросам социального обеспечения, а также вопросам, вытекающим из деятельности местного самоуправления и требующим разъяснения.

4. Итоги анализа правоприменения Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области»

1. Осведомленность граждан о праве на бесплатную юридическую помощь.

В рамках мониторинга об осведомленности граждан о том, что в Астраханской области действует система бесплатной юридической помощи, были проведены социологический опрос в сети «Интернет» (официальный сайт Думы Астраханской области) и анкетирование в организациях, оказывающих бесплатную юридическую помощь. В опросе принял участие 101 человек (34,7 % – через официальный сайт Думы Астраханской области, 65,3 % – через прямое анкетирование). Прямое анкетирование показало, что все граждане осведомлены о возможности получения бесплатной юридической помощи, в то время как опрос в сети «Интернет» показал, что только 40 % граждан знают о возможности получения услуги.

Бесплатной юридической помощью воспользовались граждане в районах города Астрахани – 57 %, городских поселений – 32 %, сельских поселений – 11 %. Основными причинами такого положения являются неосведомленность граждан сельских поселений и то, что оказание бесплатной юридической помощи для органов местного самоуправления – не обязанность, а право.

Для подтверждения статуса и соответствия категориям, предусмотренным законодательством, гражданам требуется собрать документы, утвержденные Постановлением № 4-П. Проведенный анализ доступности с точки зрения сбора документов, подтверждающих право на получение бесплатной юридической помощи, показал, что только 6 % граждан испытывают трудности в сборе документов, для 19 % требуются некоторые усилия для сбора документов, а для 75 % сбор документов не вызывает сложностей.

До сведения жителей Астраханской области информация о возможности получения бесплатной юридической помощи доводится всеми возможными способами: размещается на официальных интернет-сайтах, в печатных и иных СМИ, на досках объявлений, в общественных местах (в том числе библиотеках).

Итоги проведенного анализа правоприменения Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» свидетельствуют, что практика реализации данного Закона в целом является эффективной, оказываемая бесплатная юридическая помощь востребована. Граждане полностью удовлетворены оказываемой бесплатной юридической помощью.

Законы субъектов Российской Федерации по Южному федеральному округу об оказании бесплатной юридической помощи постоянно дополняются. В основном нормативные акты дополняются в части расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

2. Анализ правовых норм, регулирующих оказание бесплатной юридической помощи в Астраханской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» Правительство Астраханской области наделено полномочием по определению порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Постановлением № 4-П утвержден порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Однако в соответствии с указанным порядком принадлежность гражданина, к категории лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подтверждается документами, предусмотренными правовым актом министерства социального развития и труда Астраханской области. При этом данный документ отсутствует в доступе информационных систем, на сайте министерства также не представлен.

В связи с этим усматривается необходимость внесения изменений в Постановление № 4-П в части установления перечня документов, необходимых для подтверждения факта трудной жизненной ситуации.

5. Предложения по совершенствованию законодательства и системы оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области

1. Комитету Думы Астраханской области по государственному устройству и местному самоуправлению разработать проект закона Астраханской области «О внесении изменений в Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области» в части уточнения перечня документов, которые гражданин обязан представить, и документов, подлежащих получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, которые гражданин вправе предоставить по собственной инициативе.

2. Рекомендовать:

1) Правительству Астраханской области рассмотреть возможность внесения изменения в постановление № 4-П в части установления перечня документов, которые подтверждают принадлежность гражданина к категории лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) министерству социального развития и труда Астраханской области при формировании отчета об оказании бесплатной юридической помощи в Астраханской области уточнить статистическую информацию, используемую для подготовки отчета, по вопросам, не имеющим правового характера;

3) органам местного самоуправления Астраханской области оказывать:

а) правовое информирование граждан о способах реализации и защиты гарантированных законодательством прав, свобод и законных интересов;

б) безвозмездно квалифицированную юридическую помощь населению.







Другие новости по теме:
Участковые Астрахани отмечают профессиональный праздник
16.11.2018
95 лет исполняется службе участковых уполномоченных полиции. Сегодня состоялось торжественное мероприятие, на котором чествовали отличившихся астраханских полицейских. Награды Думы Астраханской области вручил депутат Сергей Герасимов.


Игорь Мартынов: «Ставка налога на имущество  не должна быть неоправданно завышенной или заниженной»
15.11.2018
В региональном парламенте прошло заседание Совета по взаимодействию Думы с представительными органами муниципальных образований Астраханской области. Его провел Председатель законодательного собрания региона Игорь Мартынов.


15.11.2018
Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов, депутатский корпус выражают глубокие соболезнования семье Михаила Филипповича Зингера в связи с его уходом из жизни.


Вячеслав Володин: Президент РФ повышает статус института уполномоченных по правам ребенка
14.11.2018
13 ноября Государственной Думой в первом чтении принят пакет президентских законопроектов, направленный на развитие института Уполномоченного по правам ребенка и делающий региональных детских омбудсменов подотчётными Уполномоченному по правам ребенка при Президенте России.